Сорокажердьев, В. В. Две смерти «Бриллианта» // Наука и бизнес на Мурмане. - 2004. - № 5 (окт.). - С. 10-14.

ГЕРОИЧЕСКИЕ БУДНИ ВОЙНЫ 10 это была безуспешная попытка потопить лодку Фридриха Гуггенбергера U-81. Она совместно с U-652 (обер-лейтенант Фраац) с 5 по 15 июля впер­ вые действовала у Мурманского побережья4. Вавгусте «Бриллиант» участвовал в проводке боль­ шого конвоя, шедшего из Архангельска на Диксон, в дальнейшем нес дозорную службу у побережья. 12 мая 1942 года СКР-29 находился на рейде Иоканги. В 18.30 пост СНИС сообщил о приближе­ нии вражеских самолетов, а в 18.45 три пикирую­ щих бомбардировщика Ю-88 обрушили смертонос­ ный груз на базу и корабли. В нескольких метрах по обоим бортам «Бриллианта» взорвались четыре бомбы. Корабль получил множество пробоин и зна­ чительные повреждения надстроек от пожара. Командир капитан-лейтенант А. А. Косменюк находился в штабе базы, старшим оставался стар­ ший лейтенант В. П. Добин. Несмотря на тяжелое ранение в ногу, он руководил спасением корабля и личного состава. Комендоры стреляли по самоле­ там, краснофлотцы заводили пластыри на пробои­ ны, перевязывали и эвакуировали раненых. В 19.15 к аварийному «Бриллианту», который погружался кормой, подошли буксирные пароходы «Северянин» и «Шквал». Первый начал буксировку. В 19.54 на сторожевике взорвалась глубинная бом­ ба, и он затонул вместе с находившимся рядом штабным катером. Взрывной волной на «Северяни­ не» вырвало кингстон в корме, вышли из строя все механизмы. При его буксировке на обсушку в губу Гремиха он лег на борт на глубине четыре метра5. На «Бриллианте» погибло более десяти человек, в том числе военком П. В. Пономаренко и военкомы с других кораблей — В. А. Самодин, А. П. Михалев, находившиеся на борту сторожевика, было ранено более 50 человек. За мужество и отвагу, проявлен­ ные экипажем при отражении налета противника, орденами и медалями наградили старшего полит­ рука П. В. Пономаренко (посмертно), комендора М. А. Андрианова (посмертно), старшин 2-й статьи В. К. Волкова, В. В. Павлова, краснофлотцев П. И. Гольцова, А. В. Феофилова6. Экипаж стороже­ вика расформировали, моряков распределили по другим кораблям. 12 сентября 1942 года аварийно-спасательная служба Северного флота подняла СКР-29 и поста­ вила в губе Гремиха на обсушку. Весь левый борт от 8 до 65 шпангоута был, как решето, корма раз­ рушена, механизмы требовали восстановления, а электрооборудование от длительного нахождения в воде — замены. Пробоины временно заделали, и 28 сентября на буксире тральщика Т-32 в сопровождении спасате­ ля «Совнарком» корабль отвели в Архангельск7. 5 ноября поставили в Лайский док близ Молотовска (ныне — Северодвинск). На зиму законсервирова­ ли. Разобрали механизмы, для хранения построили специальную кладовку-сарай. К ремонту корпуса беломорские мастера присту­ пили 20 марта 1943 года. Экипаж расписали по бригадам. Моряки вспомнили гражданские специ­ альности токарей, слесарей,плотников, изолиров­ щиков, некоторые освоили профессии корпусника, сверловщика, клепальщика. Чтобы быстрее осво­ бодить док, работали по 14 часов. Некоторые крас­ нофлотцы получили высокие рабочие разряды. Корабль восстанавливали на заводе № 402 в Моло- товске. На полуразрушенном «Бриллианте» заменили 40% наружной обшивки, 35% бортового набора, 60% поперечных и продольных переборок, 80% шахт, мостиков и надстроек, капитально отремонтирова­ ли систему валопривода, главные дизеля и вспомо­ гательные механизмы, заново проложили кабель­ ные трассы, заменили электрооборудование, навигационные и радиоприборы. Пограничный СКР-303 «Бриллиант». Западная Лица

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz