Сорокажердьев, В. В. Две смерти «Бриллианта» // Наука и бизнес на Мурмане. - 2004. - № 5 (окт.). - С. 10-14.
ГЕРОИЧЕСКИЕ БУДНИ ВОЙНЫ 10 это была безуспешная попытка потопить лодку Фридриха Гуггенбергера U-81. Она совместно с U-652 (обер-лейтенант Фраац) с 5 по 15 июля впер вые действовала у Мурманского побережья4. Вавгусте «Бриллиант» участвовал в проводке боль шого конвоя, шедшего из Архангельска на Диксон, в дальнейшем нес дозорную службу у побережья. 12 мая 1942 года СКР-29 находился на рейде Иоканги. В 18.30 пост СНИС сообщил о приближе нии вражеских самолетов, а в 18.45 три пикирую щих бомбардировщика Ю-88 обрушили смертонос ный груз на базу и корабли. В нескольких метрах по обоим бортам «Бриллианта» взорвались четыре бомбы. Корабль получил множество пробоин и зна чительные повреждения надстроек от пожара. Командир капитан-лейтенант А. А. Косменюк находился в штабе базы, старшим оставался стар ший лейтенант В. П. Добин. Несмотря на тяжелое ранение в ногу, он руководил спасением корабля и личного состава. Комендоры стреляли по самоле там, краснофлотцы заводили пластыри на пробои ны, перевязывали и эвакуировали раненых. В 19.15 к аварийному «Бриллианту», который погружался кормой, подошли буксирные пароходы «Северянин» и «Шквал». Первый начал буксировку. В 19.54 на сторожевике взорвалась глубинная бом ба, и он затонул вместе с находившимся рядом штабным катером. Взрывной волной на «Северяни не» вырвало кингстон в корме, вышли из строя все механизмы. При его буксировке на обсушку в губу Гремиха он лег на борт на глубине четыре метра5. На «Бриллианте» погибло более десяти человек, в том числе военком П. В. Пономаренко и военкомы с других кораблей — В. А. Самодин, А. П. Михалев, находившиеся на борту сторожевика, было ранено более 50 человек. За мужество и отвагу, проявлен ные экипажем при отражении налета противника, орденами и медалями наградили старшего полит рука П. В. Пономаренко (посмертно), комендора М. А. Андрианова (посмертно), старшин 2-й статьи В. К. Волкова, В. В. Павлова, краснофлотцев П. И. Гольцова, А. В. Феофилова6. Экипаж стороже вика расформировали, моряков распределили по другим кораблям. 12 сентября 1942 года аварийно-спасательная служба Северного флота подняла СКР-29 и поста вила в губе Гремиха на обсушку. Весь левый борт от 8 до 65 шпангоута был, как решето, корма раз рушена, механизмы требовали восстановления, а электрооборудование от длительного нахождения в воде — замены. Пробоины временно заделали, и 28 сентября на буксире тральщика Т-32 в сопровождении спасате ля «Совнарком» корабль отвели в Архангельск7. 5 ноября поставили в Лайский док близ Молотовска (ныне — Северодвинск). На зиму законсервирова ли. Разобрали механизмы, для хранения построили специальную кладовку-сарай. К ремонту корпуса беломорские мастера присту пили 20 марта 1943 года. Экипаж расписали по бригадам. Моряки вспомнили гражданские специ альности токарей, слесарей,плотников, изолиров щиков, некоторые освоили профессии корпусника, сверловщика, клепальщика. Чтобы быстрее осво бодить док, работали по 14 часов. Некоторые крас нофлотцы получили высокие рабочие разряды. Корабль восстанавливали на заводе № 402 в Моло- товске. На полуразрушенном «Бриллианте» заменили 40% наружной обшивки, 35% бортового набора, 60% поперечных и продольных переборок, 80% шахт, мостиков и надстроек, капитально отремонтирова ли систему валопривода, главные дизеля и вспомо гательные механизмы, заново проложили кабель ные трассы, заменили электрооборудование, навигационные и радиоприборы. Пограничный СКР-303 «Бриллиант». Западная Лица
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz