Сорокажердьев, В. В. По страницам следственного дела N 46197 // Наука и бизнес на Мурмане. - 2004. - № 2. - С. 47-64.

В. К. АЛЫМОВ - КРАЕВЕД МУРМАНА 62 до недавнего времени пока на прежнем уровне. По заявлению Алымова, за последние несколько сот лет замечается под влиянием более культурных соседей (финнов и норвежцев) значительный расцвет саамской культуры в основном на самобытной почве. В Мурманском округе это явление замечается у западных саамов (нотозерцы, экостровцы и прочие), находящиеся в более тесной племенной, террито­ риальной и культурной связи с зарубежным саамским населением. Восточная же ветвь саамов (ловозерцы, семиостровцы и иоканчане) стоят на более низком культур­ ном уровне и постепенно утрачивают свою национальную самобытность, подпадая под влияние русской, коми-ижемской культуры. По мнению Алымова, для спасения и дальнейшего расцвета саамской культуры необходимо выде­ ление национальных саамских районов (западного и восточного) и создание саамского культурного языка и письменности на основе западно-саамского диалекта. Выбор западного, а не восточного диалекта в качестве основы для литературного саамского языка определялся, по словам Алымова, тем обстоятельством, что западная ветвь саамов является более культурной и самобытной, представляя к тому же отпрыск большой этнической саамской группы в Финляндии и Норвегии, которые по своей численности более чем в десять раз превосходят саамское население Мурманского округа. От вопроса о саамской культуре Алымов перешел на вопрос коллективизации, говоря, что коллекти­ визация идет вразрез с саамской культурой, разрушая установившиеся самобытные формы саамского быта, культуры и формы ведения хозяйства. Раскулачивание в оленеводческих хозяйствах Мурманского округа, по мнению Алымова, является необоснованным и подорвет оленеводческие хозяйства. С этими контрреволюционными националистическими взглядами Алымова я был вполне согласен. Видя это, Алымов предложил мне, пользуясь допущенными при коллективизации перегибами и ошибками мес­ тных властей, дискредитировать коллективизацию в глазах местного населения, настраивать саамов против советской власти и подготовлять этим выход из колхозов. Так как я был убежден, что коллек­ тивизация на Севере, несомненно, провалится, предложение Алымова принял» (лл. 110—120). ПРИМЕЧАНИЕ С а л а з к и н А л е к с а н д р С е р г е е в и ч (1894—1938) — геоботаник. Родился в г. Касимове Рязанской области, потомок старинного купеческого рода. (Отец — Сергей Сергеевич Салазкин — ученый-биохимик, бывший министр просвещения в правительстве Керенского). В 1930—1932 гг. по заданию Географического общества СССР исследовал ягельные площади И оканго-П онойского участка, отведенного опытному оленеводческому совхозу «Лен- пушнины» (См.: Костриц И. Б., Пинхенсон Д. М. Географическое общество Союза ССР: 1917—1967. — М., 1968. — С. 33—34: ГАМО, ф. 169, оп. 1, д. 6, лл. 65, 73—74). После окончания работ остался на Кольском полуострове, работал в этом оленеводческом хозяйстве научным сотрудником, жил с семьей в п. Оксино. Автор ряда статей об олене­ водстве и лишайниках. Арестован 2 марта 1938 г. По плану «заговорщиков», как бывший колчаковский офицер, в правительстве будущего Саамского государства должен был занять пост военного министра. Расстрелян 22 октября 1938 г. Реабилитирован 4 июля 1957 г. О братьях Салазкиных (Аркадий Сергеевич и Сергей Сергеевич), политических деятелях, предпринимателях, благотворителях, на Рязанщине помнят, их биографии есть в «Рязанской энциклопедии», но о племяннике и сыне Александре Сергеевиче Салазкине местные краеведы, видимо, не знают. Судьба десятилетнего сына и жены Натальи Ивановны Салазкиной не выяснена. Приложение 3 ИЗ ПРОТОКОЛА ДОПРОСА ОБВИНЯЕМОГО Я. И. ОСИПОВА ОТ 25 МАРТА 1938 Г. Ответ на вопрос следователя, при каких обстоятельствах был вовлечен в контрреволюционную организацию. «В 1930 году у меня имелось большое желание учиться грамоте, но не знал куда мне поступить. По этому вопросу я посоветовался с педагогом Кольской неполной средней школы Чарыгиным*. Послед­ ний, переговорив с Алымовым и узнав, что имеется вакантное место для учебы в Институте народов Севера, по телефону поставил меня в известность (деревня Юркино). После этого я встретился со студентом Института народов Севера Герасимовым Александром Григорьевичем, с которым посове­ товался, а затем вместе поехали в г. Мурманск к Алымову за направлением (...) Алымов дал мне направление на подготовительное отделение. Во время разговора со мной Алымов мне сказал, что в этом институте учится много местной молодежи, из которой подготовляется своя саамская интеллиген­ ция для поднятия саамской культуры, письменности и т. д. Приехав в Ленинград, в Институт народов Севера, там я встретил своего двоюродного брата Осипова Ивана Андреевича, который учился на 3 курсе, одновременно являлся секретарем саамского земляче­ ства, а председателем этого землячества был Герасимов Никон Петрович. На третий день моего вступ­ ления в Институт народов Севера Осипов и Герасимов познакомили меня с научным работником * Чарыгин Александр Михайлович (1883—1980) — педагог. Родился в Санкт-Петербурге. С 1925 г. — в Мурманской губернии. В 1927—1958 гг. — учитель физики, математики, директор Кольской средней школы. В 1949 г. награжден орденом Ленина.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz