Сорокажердьев, В. В. Алымов и Комитет Севера // Наука и бизнес на Мурмане. - 2004. - № 2. - С. 12-16.
13 В. В. Сорокажердьев. АЛЫМОВ И КОМИТЕТ СЕВЕРА 3) на радио в Иоканге (300—400 р.) и 60 р. в доплату за помещение (уплачено). Просим вдаль нейшем разрешить зарплату расходовать глав ным образом на помощь лопарскому населе нию...» Первые полтора года помощниками Алымова в Комитете Севера были саам В. А. Коньков и, как отмечалось, А. М. Меллер. 20 апреля 1929 года Президиум окрисполкома назначил вместо них заведующего окружным земельным управлением Г. В. Стрелкова и заведующего отделом на родного образования И. И. Лещинского. В де кабре того же года Стрелкова заменил А. А. Мар- чулин. Основной круг их деятельности—медицина, образование, районирование, разрешение споров. Попутно Алымов занимался любимым делом: собирал сказки и легенды. Медицинские вопросы касались строительства больниц, подбора кадров, в первую очередь в Ло- возере, где на больницу в 1927 году было отпу щено 15 тысяч рублей, построена через два года. В 1930 году Алымов с помощниками содейство вал работе экспедиции доктора Ж. К. Штрома из института имени Пастера. Она обследовала око ло 1000 человек по маршруту Териберка— Иокан- га — Поной — Сосновка — Пялица. Медицинские проблемы, плохая организация охраны здоровья коренного населения, высказывания некоторых ученых о вымирании северных народов побуди ли Алымова написать обстоятельную статью «Рож даемость и смертность лопарей Кольского полу острова». Сравнивая статистические сведения прошлых и нынешних лет, Алымов заявил, что при организации медицинской, санитарной, акушер ской помощи скорой убыли лопарского населе ния можно избежать. Вопросы образования и культуры решались по нескольким направлениям: подготовка учитель ских кадров, школьное строительство, создание письменности, организация красных чумов. При содействии Комитета Севера появились новые школы в Бабенском погосте, Ивановке, Иоканге, расширялись существующие школы, строились школы-интернаты наТуломе, в Нотозере, Поное. Алымов хлопотал о постройке в Мурманске шко лы-девятилетки с интернатом для малых народ ностей. Национальные кадры с 1925 года готовились на Северном факультете Ленинградского восточ ного института имени А. С. Енукидзе, в 1930 году преобразованного в Институт народов Севера (ИНС). Он имел такие отделения: 1) советско- партийное— готовились секретари и заведующие отделами райкомов; 2) кооперативно-колхозное — председатели, инструкторы; 3) промысловое — инструкторы и помощники по хозяйственной части; 4) педагогическое — заведующие школ, инструкторы-политпросветработники; 5) индус триальное — педагоги, завмастерскими; 6) ре дакционно-издательское — работники печати. В 1931 году был образован Северо-Азиатский се минарий, на который принимали аборигенов со средним образованием. Здесь готовили педаго гов по языкам Севера и издательские кадры. В течение 1927—1932 годов ИНС из Мурманского округа окончили 20 человек. Первыми саама- ми-учителями, окончившими этот вуз, стали И. А. Осипов из Рестикента и А. И. Матрехина, вернувшаяся в Иокангу. Позднее в институте учились Никон иАлександр Герасимовы, Иллария, Евдокия, Татьяна и Александра Матрехины, Яков Осипов и другие, создавшие там землячество. Существовало еще Северное отделение пе дагогического института имени А. И. Герцена, куда принимали учителей, имевших стаж не менее года. В делах Комитета Севера есть ходатайство Алымова об учителе Кольско-Лопарского района Александре Петровиче Смирнове. В Мурманском педтехникуме было образова но саамское отделение. В 1931 году там училось 11 человек, в 1933-м — 27, большая часть из Нот- озерского сельсовета. Алымов занимался жа лобами на плохие бытовые условия студентов, а также устройством в техникум студентов ИНСа, не пожелавших возвращаться в Ленинград. Рас сматривал заявления на учебу, были к нему и предварительные заявки. Так, 25 сентября 1933 года писал учитель Кольской семилетней школы А. М. Чарыгин об ученике ОнниТухканен, который «великолепно владеет русским, финским и ло парскими языками». Пожелание учителя — по мочь ему закончить школу и поступить в педтех- никум, но денег у родителей на оплату интерната нет. Алымов решил и этот вопрос. В 1933 году при окрисполкоме образовался Комитет содействия развитию языка и письмен ности народов Севера или упрощенно — Коми тет нового алфавита, возглавляемый 3. Е. Черня- ковым. Несмотря на отдельные разногласия, Алымов участвовал в работе Комитета, выпуске первого саамского букваря, создаваемого на ла тинской графике. Еще за два года до этого он готовил материалы к 1-й Всесоюзной конферен ции по развитию языков и письменности наро дов Крайнего Севера, о чем свидетельствуют его записка в Комитет Севера при ВЦИК, публикуе мая вданном сборнике, и другие документы, име ющиеся в архивных делах. Новый алфавит и саамский букварь Чернякова (руководитель составительской группы) не при жился, грамота саамами осваивалась с трудом, ибо учащимся приходилось изучать два алфави та— русский и латинизированный. Позднее ИНС разработал проект алфавитов для 13 народов Севера на основе русского, состоявших из 30—33 знаков (латинизированный имел 36 зна ков). Появился новый букварь А. Г. Эндюковско- го. Но последующие политические события, свя занные с репрессиями, прервали доброе дело. Только в 80-е годы минувшего столетия с появ лением учебников и словарей саамская письмен ность стала возрождаться, появились свои писа тели. В конце 30-х важнейшим делом для Мурман ского комитета Севера являлось районирование по национальному признаку, организация тузем ных лопарских районов. Во второй половине 1929 года этот вопрос неоднократно рассматри вался на заседаниях Комитета Севера и плано вой комиссии окрисполкома, спрашивалось мне ние также в райисполкомах и местных сельских Советах. 25 декабря с докладом «О националь но-территориальном районировании в Мурман ском округе» Алымов выступил на заседании ад
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz