Сорокажердьев, В. В. Алымов и Комитет Севера // Наука и бизнес на Мурмане. - 2004. - № 2. - С. 12-16.

13 В. В. Сорокажердьев. АЛЫМОВ И КОМИТЕТ СЕВЕРА 3) на радио в Иоканге (300—400 р.) и 60 р. в доплату за помещение (уплачено). Просим вдаль­ нейшем разрешить зарплату расходовать глав­ ным образом на помощь лопарскому населе­ нию...» Первые полтора года помощниками Алымова в Комитете Севера были саам В. А. Коньков и, как отмечалось, А. М. Меллер. 20 апреля 1929 года Президиум окрисполкома назначил вместо них заведующего окружным земельным управлением Г. В. Стрелкова и заведующего отделом на­ родного образования И. И. Лещинского. В де­ кабре того же года Стрелкова заменил А. А. Мар- чулин. Основной круг их деятельности—медицина, образование, районирование, разрешение споров. Попутно Алымов занимался любимым делом: собирал сказки и легенды. Медицинские вопросы касались строительства больниц, подбора кадров, в первую очередь в Ло- возере, где на больницу в 1927 году было отпу­ щено 15 тысяч рублей, построена через два года. В 1930 году Алымов с помощниками содейство­ вал работе экспедиции доктора Ж. К. Штрома из института имени Пастера. Она обследовала око­ ло 1000 человек по маршруту Териберка— Иокан- га — Поной — Сосновка — Пялица. Медицинские проблемы, плохая организация охраны здоровья коренного населения, высказывания некоторых ученых о вымирании северных народов побуди­ ли Алымова написать обстоятельную статью «Рож­ даемость и смертность лопарей Кольского полу­ острова». Сравнивая статистические сведения прошлых и нынешних лет, Алымов заявил, что при организации медицинской, санитарной, акушер­ ской помощи скорой убыли лопарского населе­ ния можно избежать. Вопросы образования и культуры решались по нескольким направлениям: подготовка учитель­ ских кадров, школьное строительство, создание письменности, организация красных чумов. При содействии Комитета Севера появились новые школы в Бабенском погосте, Ивановке, Иоканге, расширялись существующие школы, строились школы-интернаты наТуломе, в Нотозере, Поное. Алымов хлопотал о постройке в Мурманске шко­ лы-девятилетки с интернатом для малых народ­ ностей. Национальные кадры с 1925 года готовились на Северном факультете Ленинградского восточ­ ного института имени А. С. Енукидзе, в 1930 году преобразованного в Институт народов Севера (ИНС). Он имел такие отделения: 1) советско- партийное— готовились секретари и заведующие отделами райкомов; 2) кооперативно-колхозное — председатели, инструкторы; 3) промысловое — инструкторы и помощники по хозяйственной части; 4) педагогическое — заведующие школ, инструкторы-политпросветработники; 5) индус­ триальное — педагоги, завмастерскими; 6) ре­ дакционно-издательское — работники печати. В 1931 году был образован Северо-Азиатский се­ минарий, на который принимали аборигенов со средним образованием. Здесь готовили педаго­ гов по языкам Севера и издательские кадры. В течение 1927—1932 годов ИНС из Мурманского округа окончили 20 человек. Первыми саама- ми-учителями, окончившими этот вуз, стали И. А. Осипов из Рестикента и А. И. Матрехина, вернувшаяся в Иокангу. Позднее в институте учились Никон иАлександр Герасимовы, Иллария, Евдокия, Татьяна и Александра Матрехины, Яков Осипов и другие, создавшие там землячество. Существовало еще Северное отделение пе­ дагогического института имени А. И. Герцена, куда принимали учителей, имевших стаж не менее года. В делах Комитета Севера есть ходатайство Алымова об учителе Кольско-Лопарского района Александре Петровиче Смирнове. В Мурманском педтехникуме было образова­ но саамское отделение. В 1931 году там училось 11 человек, в 1933-м — 27, большая часть из Нот- озерского сельсовета. Алымов занимался жа­ лобами на плохие бытовые условия студентов, а также устройством в техникум студентов ИНСа, не пожелавших возвращаться в Ленинград. Рас­ сматривал заявления на учебу, были к нему и предварительные заявки. Так, 25 сентября 1933 года писал учитель Кольской семилетней школы А. М. Чарыгин об ученике ОнниТухканен, который «великолепно владеет русским, финским и ло­ парскими языками». Пожелание учителя — по­ мочь ему закончить школу и поступить в педтех- никум, но денег у родителей на оплату интерната нет. Алымов решил и этот вопрос. В 1933 году при окрисполкоме образовался Комитет содействия развитию языка и письмен­ ности народов Севера или упрощенно — Коми­ тет нового алфавита, возглавляемый 3. Е. Черня- ковым. Несмотря на отдельные разногласия, Алымов участвовал в работе Комитета, выпуске первого саамского букваря, создаваемого на ла­ тинской графике. Еще за два года до этого он готовил материалы к 1-й Всесоюзной конферен­ ции по развитию языков и письменности наро­ дов Крайнего Севера, о чем свидетельствуют его записка в Комитет Севера при ВЦИК, публикуе­ мая вданном сборнике, и другие документы, име­ ющиеся в архивных делах. Новый алфавит и саамский букварь Чернякова (руководитель составительской группы) не при­ жился, грамота саамами осваивалась с трудом, ибо учащимся приходилось изучать два алфави­ та— русский и латинизированный. Позднее ИНС разработал проект алфавитов для 13 народов Севера на основе русского, состоявших из 30—33 знаков (латинизированный имел 36 зна­ ков). Появился новый букварь А. Г. Эндюковско- го. Но последующие политические события, свя­ занные с репрессиями, прервали доброе дело. Только в 80-е годы минувшего столетия с появ­ лением учебников и словарей саамская письмен­ ность стала возрождаться, появились свои писа­ тели. В конце 30-х важнейшим делом для Мурман­ ского комитета Севера являлось районирование по национальному признаку, организация тузем­ ных лопарских районов. Во второй половине 1929 года этот вопрос неоднократно рассматри­ вался на заседаниях Комитета Севера и плано­ вой комиссии окрисполкома, спрашивалось мне­ ние также в райисполкомах и местных сельских Советах. 25 декабря с докладом «О националь­ но-территориальном районировании в Мурман­ ском округе» Алымов выступил на заседании ад

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz