Сорокажердьев, В. В. Последние мили «Меридиана» // Наука и бизнес на Мурмане. - 2002. - № 5 (окт.). - С. 5-6. - Библиогр. : с. 6.

ВОЙНА НА МОРЕ 6 ности моря, отчего немцы решили, что потопили танкер. «Меридиан» горел и погружался кормой. Ат­ мосфера трагедии, поведение людей отражены в статье «Морские хищники» на страницах газеты «Правда» того времени: «Комсомолка Гусева в огне пожара перевязывала раны, помогала выно­ сить пострадавших. Дважды раненный в голову гидрограф Фролов находил в себе силы ободрять других, вселять в них веру в спасение. Боцман Дьячков под свистящими осколками снарядов ломал деревянные ящики, связывал плотики из досок и раздавал людям, чтобы они могли до ­ браться до берега. Никто не пытался покинуть корабль, пока капитан не отдал приказание пры­ гать в воду». Все три спасательные шлюпки к тому времени уже сгорели. «Меридиан» затонул 24 июля в координатах 68‘50’ с. ш. и 37"23’ 8’’ в. д. в 3.17. До берега острова Харлов — рукой подать. Имея ход, судно могло бы выброситься на отмель, и многие бы спаслись. Командир Василий Георгиевич Егоров, исходя из количества моряков — членов экипажа и гид­ рографов, считал, что погибли 46 человек, выжили 17. Эти же цифры называет в своих мемуарах командующий Северным флотом А. Г. Головко, их повторяют и некоторые справочники о наших потерях на Севере. Погибло же больше, ибо на борту находилось и гражданское население — эвакуированные. Например, моторист А. О. Си­ маков в Терибсрке взял семью — он погиб, как и трое его детей, в том числе грудной сынишка, жены же нет ни в списках живых, ни в числе мертвых. «Правда» писала: «Пулеметчики германских эсминцев били по палубе, на которой видели мать с 6-месячным ребенком на руках и троих детей постарше, еще несколько женщин и других мир­ ных людей, объятых пламенем пожара, зажженно­ го фашистскими снарядами». Из женщин, нахо­ дившихся на борту, никто не спасся. Погибли также семейны е пары : члены экипажа Василий и Нина Монаткины, гидрографы Иван и Наталья Широких. В первое лето войны — во время отступления на суше и больших потерь на море — соответ­ ствующая документация велась на скорую руку или гибла в огне боев. Мы, наверно, никогда не узнаем полный список погибших пассажиров «Ме­ ридиана». По этим причинам десятилетия род­ ственники не знали о судьбе мурманчанина, во­ енкома корабля Василия Николаевича Гутина, 1898 года рождения. Только в семидесятые годы от сотрудницы Военно-морского музея Краснозна­ менного Северного флота А. В. Кривенко они получили известие, как и где погиб их близкий. Другой мурманчанин, старший лейтенант Вик­ тор Иванович Алексеев, гидрограф, уроженец Там­ бовской области, 1912 года рождения, в бою по­ лучил три ранения и умер на берегу от потери крови, похоронен в Мурманске. Жена тогда же получила извещение о смерти мужа, но без ука­ зания места захоронения. В восьмидесятые в облвоенкомат обратилась дочь Алексеева, про­ живавшая в Свердловске, но оттуда ей сообщили: «По данным учета облвоенкомата, Алексеев В. И. погибшим и захороненным на территории Мур­ манской области не значится». В Мурманске были также похоронены гидро­ граф старший лейтенант И. Т. Богданович (1915, Житомир) и старший инспектор финансового отдела Северного флота техник-интендант 1 ранга Н. А. Дуничев (1909, Вологодская область). Где их могилы, сохранились ли? За мужество и героизм троих наградили меда­ лью «За отвагу» — старшего политрука В. Я. Фро­ лова, старшего кочегара А. И. Линника (к слову, на борту судна погиб его брат Василий), командира корабля В. Г. Егорова. Последнего, кроме того, повысили в звании. В дальнейшем Василий Ге­ оргиевич командовал боевыми кораблями Север­ ного флота, награжден орденами Ленина, Красно­ го Знамени, войну закончил в звании капитана 1 ранга. Скажем о других потерях, связанных с трагеди­ ей «Меридиана». Морская авиация разными ти ­ пами машин совершила 28 вылетов и в борьбе с эсминцами потеряла две летающие лодки. По­ вреж денный самоле т с тарш е го л е й тенан та A. Н. Максимова вынужденно сел вблизи острова Большой Олений, экипаж на резиновой лодке до­ брался до берега, а самолет немцы расстреляли из орудий. Второй гидросамолет МБР-2 старше­ го лейтенанта В. В. Забродина тянул в сторону Териберки и рухнул в море. Кроме командира по гибли ш турман И. В. Харчук и с трел о к B. В. Скорюков. Немцы из авиагруппы прикрытия кораблей потеряли один самолет, разбившийся при посадке в Киркенесе. При высотных бомбар­ дировках эсминцам был причинен незначитель­ ный ущерб. ЛИТЕРАТУРА 1. Гангут. Вып. 23. — СПб, 2000. 2. Гидрографы в Великой Отечественной войне: 1941-1945. - Л., 1975. 3 . Головко А. Г. Вместе с флотом. Изд. 2. — М., 1979. 4. Голубев А. Потери корабельного состава Север­ ного флота и гражданских ведомств на Северном мор­ ском театре в период Великой Отечественной войны. — СПб., 1999. 5. Платонов А. В., Апальков Ю. В. Боевые корабли Германии: 1939— 1945. — СПб., 1995. 6. Правда. — 1941. — 19 августа. 7. Рыбный Мурман. — 1989. — 5 мая. 8. Хроника Великой Отечественной войны Советско­ го Союза на Северном морском театре. Вып. 1. — М., 1945.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz