Сорокажердьев, В. Беломорские мотивы Есенина / В. Сорокажердьев // Мурманский берег : лит. альм. / Мурм. орг. Союза рос. писателей. - Мурманск, 2003. – № 8. – С.224-239.

238 Уснут златокудрые дни. И снова уйдешь ты далече, В лазурное море уйдешь, И память о северной встрече По белой волне расплеснешь, Однажды из солнечной пряжи Истлеют на крыльях зари И солнце лица не покажет За горбом щербатой горы. Но самое важное добавление по нашему вопросу - это публикация в Полном собрании сочинений Есенина черновика неоконченного стихо­ творения «Райское селение».* Автограф хранился в черновой тетради поэта, обгоревшей при пожаре в Константинове. Тетрадь заполнялась с 1917 по 1919 годы. Стихотворение впервые напечатано в однотомнике в 1997 году, составленном А. А. Козловским. Берег снежен, берег крут, Беломорский берег крут. Где ты, где ты, Кандалакша, Синий берег, тихий день. На холму. Где ты, белый мой песок. Север милый, где ты, где? Вечер библиею красной Колыхался на воде. Помню, помню. В данном наброске - дорожные впечатления с борта парохода, наблюдения вблизи Карельского или Терского берега Белого моря, жи­ вописные картинки берега с ярко-белой пеной, оставшейся после сильного прибоя. Хороший день выдался путешественникам, спокойное море, вечернее солнце... В черновом варианте кроме Кандалакши упоминаются еще два беломорских селения: «От Керети до Кеми...» Таким образом , географический ряд двух северных стихотворений таков: Архангельск - Умба - Кандалакша - Кереть - Кемь - Соловки. Именно в таком направлении ходили пароходы Кандалакшской и Кемской линий, что подтверждает пред­ положение 1975 года: есенинская группа делала пересадку в Ковде. Она не побывала в Кандалакше («Где ты, где ты, Кандалакша...»), но оста* ПСС. Т 7 ., кн. 2. - М., 2000. - С. 63.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz