Сорокажердьев, В.В. Морские тайны и трагедии Севера, 1939-1945 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2015. - 266 с.

ВЕНКИ НА ВОДЕ Великая Отечественная война на Севере имела свои особеннос­ ти, отличные от других участков обширного советско-германского фронта от Баренцева моря до Черного. Наступление немецко-фа- шистских войск на Мурманск —конечной цели на Севере —сорва­ лось, все три попытки в июле-сентябре 1941 года взять город не увен­ чались успехом. Фронт стабилизировался в районе реки Западная Лица, и три года противоборствующее стороны вели здесь позици­ онную борьбу. Задача немцев состояла в защите никелевых рудни­ ков и вывозе руды в Германию, наша задача оставалась прежней — защита Заполярья. Только в октябре 1944 года в результате Петса­ мо-Киркенесской наступательной операции части 14-й армии Ка­ рельского фронта изгнали врага с территории Мурманской облас­ ти и освободили Северную Норвегию до Нейдена. На суше наступил мир, но война на море продолжалась, у бере­ гов Кольского полуострова и на арктических трассах тонули тор­ педированные пароходы и боевые корабли, гибли люди. За годы войны в северных водах погибло более ста судов. О некоторых тра­ гедиях рассказано в нашей книге. Морские военные перевозки на Севере имели три направления. Во-первых, это местные пути, снабжающие полуострова Средний и Рыбачий по маршруту Кольский залив —Мотовской залив, а также маршруты: Кольский залив —Иоканьгская военно-морская база, Кольский залив —порты Белого моря. Именно в местных перевоз­ ках погибли переоборудованные в сторожевые корабли бывшие рыболовные траулеры «Пассат», «Туман», экспедиционное судно «Меридиан» (см. главу «Огненное лето 41-го»), Второе направление —Арктика. В связи с созданием Новозе- мельской и Карской военно-морских баз с 1943 года активизиро­ вались перевозки по маршрутам Белое море —губа Белушья, Бе­ лое море —Диксон, Белое море —пролив Вилькицкого. В одном из 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz