Сорокажердьев, В.В. Морские тайны и трагедии Севера, 1939-1945 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2015. - 266 с.

В течение лета 6-я флотилия еще несколько раз появлялась у берегов Мурмана, ее эсминцы потопили гидрографическое судно «Меридиан» и сторожевой корабль «Туман». Скажем о людских потерях. На «Пассате» погибли 54, на РТ-67 — 19, на РТ-32 —7 человек. На спасателе РТ-67 погиб командир Алексей Александрович Пушкин, уроженец Ярославской іубернии, 1907 года рождения. Отметим, в Мурманске у него вырос замечательный сын — Алексей Алексеевич Пушкин, почти двадцать проработавший ма- стером-электриком на атомном ледоколе «Ленин», единственный на Севере полный кавалер ордена Трудовой Славы. Часть экипажа «Пассата» могла бы спастись, но спущенную шлюпку с людьми затянуло под тонущий корабль, не успели отвя­ зать конец. Остальные умерли от переохлаждения —или в море, или уже поднятые из воды. Спасали людей подошедшие из Тери- берки буксир и мотобот. На «Пассате» остались в живых только двое —краснофлотец рулевой Б. Н. Моцель и пассажир М. А. Тро- фименко. Судьба их известна. Борис Николаевич Моцель воевал на тральщиках Северного флота, после войны жил в Архангельске, ходил на зверобойной шхуне и рыболовных траулерах. Умер в 1978 году. Мефодий Алексеевич Трофименко направлялся на подводнуюлод­ ку Щ-404, которая, базируясь на Иоканьгу, патрулировала на подсту­ пах к Белому морю. В дальнейшем воевал на Щ-402 и погиб вместе с лодкой 21 сентября 1944 года у берегов Северной Норвегии. Скажем еще об одном мурманчанине, военкоме «Пассата» Алек­ сандре Ильиче Вяткине. Уроженец Урала, в экипаже был старшим по возрасту. В юности служил на Балтике, на линкоре «Марат». Работал в Ленинградском торговом порту, окончил двухгодичные курсы журналистов, направлен в Мурманск, где редактировал ры­ бацкую многотиражку «За социалистическое изобилие» —прооб­ раз еженедельника «Рыбный Мурман». В 1938 году перешел в об­ ластную газету «Полярная правда». С поста редактора доброволь­ но, хотя имел бронь, ушел на войну. У пего осталось трое детей: сын стал моряком, одна дочь —учительницей, другая —врачом. «Пассат» затонул в точке 69° 14' северной широты, 35° 57' восточ­ ной долготы. Приказом командующего Северным флотом с 1966 года координаты гибели заслуженно стали считаться «координатами бое­ вой славы» североморцев. В начале семидесятых прошлого века но­ вому большому рыболовному траулеру присвоили имя «Пассат-2». Краткие биографии погибших членов экипажа опубликованы в мур­ 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz