Сорокажердьев, В.В. Морские тайны и трагедии Севера, 1939-1945 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2015. - 266 с.

«либерти», подобные суда американцы строили в расчете на один рейс. Наша сторона восстанавливать пока не собиралась, подобно­ го железа поблизости война оставила немало. Шли годы. Для нового рыбопромыслового флота «Мурман- сельдь» требовались плавбазы. Сначала появилась плавбаза «Па­ мяти Ильича», переоборудованная из немецкого трофейного ру­ довоза (первый капитан С. И. Кавалеров). Потом глаз положили на бесхозный корпус ржавеющего «американца» возле Териберки. Проектную документацию на судно готовил ленинградский инсти­ тут «Гипрорыбфлот», он учел опыт эксплуатации предыдущих плавбаз и кое-что усовершенствовал. По воспоминаниям Бородулина, весь процесс перестройки теплохода состоял из трех этапов: подготовка корпуса к ремонту, ремонт корпуса и переоборудование «либерти» в плавбазу на од­ ной из верфей ГДР. Ирония судьбы: немцы искалечили судно торпедой, они же сде­ лали из него «конфетку» —красавец теплоход, первую сельдяную плавбазу с охлажденными трюмами. Ранее плавбазы были паро­ выми, с теплыми трюмами, малоприспособленными для хранения слабосоленой рыбы. Еще при переоборудовании на верфи в городе Висмаре плавбазу назвали «Памяти Кирова», в знак уважения к довоенному англий­ ско-норвежскому предку. Почему же не «Память Кирова», как рань­ ше? Потому что в «Мурмансельди» уже работала плавбаза «Памя­ ти Ильича». Рассчитывали на серию судов с подобными названия­ ми —«Памяти...» Вожди не боги —тоже смертны. Шел 1956 год... 2004 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz