Сорокажердьев, В.В. Морские тайны и трагедии Севера, 1939-1945 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2015. - 266 с.

у промысловиков, о снабжении не заботились, то же —о техничес­ кой и медицинской помощи. Рыбаки обижались, неохотно шли сда­ вать рыбу на фабрику, случались недогруз и простаивание в порту. Флот и комбинат конфликтовали. Когда между собой, кажется, до­ говорились и дела пошли нормально, началась война. Как и десятки рыболовных траулеров, в первый месяц войны плавбазу «Память Кирова» мобилизовали для подводников. Пе­ реоборудовали ее на заводе № 402 в Молотовске (ныне Северо­ двинск). Однако ремонт затянулся из-за отсутствия рабочей силы, завод выполнял более срочные заказы, хотя среди них были второ­ степенные —изготовление цистерн, понтонов и прочая мелочь. Неожиданно самому заводу потребовалась плавбаза. Из Ленин­ града для достройки в Белое море перевели подводные минные за­ градители Л-20 и Л-22. В следующем году переоборудование за­ кончили, стоимость его составила 4250 тысяч рублей —один из самых крупных заказов завода в годы войны. С декабря 1942 года «Память Кирова» базировалась в губе Оленьей в Кольском зали­ ве, была родным домом для подводников. Командовал кораблем капитан-лейтенант А. Н. Сиднев, бывший рыбопромысловик. О бо­ евой судьбе плавбазы —отдельный разговор. Хотя, что рассказы­ вать: приютила моряков, отбивалась от фашистских самолетов... После войны судно вернулось к рыбакам, но уже не плавало. Чтобы не тратиться на восстановление, поставили у причала рыбного порта, приспособили под общежитие работникам рыбо­ комбината. В полуразрушенном Мурманске жилья не хватало. В 1948 году перевели в Калининград, где разделали на металлолом. Вот и все, казалось бы, поставлена точка, но не в конце нашего повествования. Есть продолжение. В середине 50-х годов имя «Па­ мять Кирова» с изменением одной буквы унаследовала другая плав­ база, тоже пароход иностранной постройки, тоже история с судо­ подъемом. ... На исходе войны, в марте 1945 года, по маршруту Гринок — Мурманск следовал союзный конвой JW-65. Немцы поджидали его двумя завесами у Кольского залива. Жертвой первой завесы стал американский транспорт «Хорейс Бушнелл». Судно с разворочен­ ным машинным отделением отстояли, спасатели отбуксировали в соседнюю Териберку, там и разгрузили. Союзники отказались от 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz