Сорокажердьев, В.В. Морские тайны и трагедии Севера, 1939-1945 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2015. - 266 с.

скале левым бортом с креном в семь градусов. Машинное отделе­ ние цело, котлы исправны. Выяснилось, хотя пробоина немалень­ кая, проблем с подъемом и ремонтом не будет. Пароход еще по­ плавает, подтвердили водолазы. И работа началась. Тем временем со дна Кандалакшского за­ лива подняли ледокольный пароход «Садко», наскочивший на под­ водную скалу еще в 1916 году. И освободившиеся специалисты перекочевали на «Хаугланд». В Луковой губе стало многолюдно. Здесь суетились даже таможенники, описывали продукты и алко­ голь, не дай бог, водолазы утаят. А жители, успевшие откушать норвежского рома, с сожалением наблюдали неожиданный чело­ веческий муравейник. В начале ноября двумя буксирами «Хаугланд» сняли со скалы и перевели в более тихое место. Там па ровном киле эпроновцы немножко подлатали корпус, устранили течи, в том же месяце от­ буксировали в Мурманск. Постоял в порту пароход недолго, ре­ монтировать отправили в Архангельск, где восстановительная база была мощнее. В 1934 году отремонтированный пароход передали в Севрыбтрест. Искали ему достойное советское название, а тут —трагедия в Ле­ нинграде, роковой выстрел в Смольном. Так на борту появилось имя —«Память Кирова». Тем временем группа специалистов во главе с корабельным инженером Мурманского тралового флота И. М. Семеновым раз­ работала документацию на плавучий рыбзавод. Нарком пищевой промышленности А. И. Микоян одобрил и разрешил переоборудо­ вать «Память Кирова». По воспоминаниям начальника управле­ ния «Мурмансельдь» Г. М. Бородулина, на бывшем норвежском ле­ совозе смонтировали необходимое технологическое оборудование для переработки сельди и донных рыб. Соорудили посольные ем­ кости, линии с механической укупоркой бочек, трюмные элева­ торы и прочие технические «навороты» с суточной мощностью 100 тонн сельди или 60 тонн трески в затаренном виде. В начале 1937 года плавучая рыбная фабрика заработала. Первым капитаном, или, как их позднее называли, капитан-ди­ ректором, стал архангелогородец А. А. Грозников. «Память Киро­ ва» находилась на балансе Мурманского тралового флота, арендо­ вал ее Мурманский рыбокомбинат. Арендаторы в море брали рыбу 4 * 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz