Сорокажердьев, В.В. Морские тайны и трагедии Севера, 1939-1945 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2015. - 266 с.

пожалели чернил. Даже граф Алексей Николаевич Толстой не по­ брезговал написать о советских водолазах. Его небольшая зарисов­ ка «Смелость, творчество, упорство» впервые опубликована в юби­ лейном сборнике, посвященном десятилетию ЭПРОНа. Книжка так и называется —«ЭПРОН: 1923-1933: Очерки бригады писателей». Именно там есть несколько страниц о «Хаугланде». Пароход принадлежал норвежцам, ходил в Архангельск за ле­ сом, на полпути у Кольского полуострова замело его штормом. Автор М. Шкапская побывала с эпроновцами на месте аварии. Од­ нако, воспевая героический труд водолазов, она обошла внимани­ ем конкретные факты и подробности. Лишь подшивка газеты «По­ лярная правда» дала исчерпывающий материал. В октябре 1933 года норвежский лесовоз «Хаугланд», принад­ лежащий фирме «Рогенес», шел в Архангельск порожняком. Три­ надцатого числа Мурманское бюро погоды сообщило в эфир об усилении юго-западного ветра до семи баллов. Моряки-норвежцы укрепили такелаж, но беды не миновали. Ночью при усилившемся волнении за кормой послышался треск, штурвал на мостике закру­ тился вхолостую, в рулевом управлении сломался рудерпост. Пароход дрейфовал. Судно трепало штормом, сносило на север, якоря не держали. Радист передал сигнал SOS, ни одна береговая ра­ диостанция не ответила. 14 октября удалось связаться с английским тральщиком, сначала по радио, потом, когда корабль подошел, и бук­ сирным концом. Пока выбирали якоря, не выдержали лебедки. Когда обрубили якорные цепи, лопнул буксирный трос, запасного не име­ лось. Борьба за судно окончилась. Экипаж эвакуировали шлюпками на тральщик. Вскоре «Хаугланд» исчез в штормовом море. Утром жители становища в губе Луковой в районе Ара-губы на Мурманском побережье увидели возле скального берега иност­ ранный пароход. Ни людей, ни дыма. Как на мертвого кита набро­ сились они, надеясь на лакомый кусочек —что добру пропадать. А добро это —беспризорное судно —было государственной важности, на следующий день поспешили сюда аварийная комиссия с това­ рищем Раффельдом и мурманская партия ЭПРОНа во главе с то­ варищем Ющенко. Что же увидели профессионалы? Поломанные и обрубленные снасти, пробоины в носовой час­ ти, водонепроницаемая перегородка между форпиком и трюмом вогнута, отсутствовали вахтенные журналы. Судно прижалось к 4 - 234 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz