Сорокажердьев, В.В. Морские тайны и трагедии Севера, 1939-1945 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2015. - 266 с.

«ПАМЯТЬ КИРОВА» На Севере плавало несколько судов с названием «Киров» и про­ изводными от фамилии известного партийного деятеля Сергея Мироновича Кирова. Достаточно вспомнить знаменитый стаханов­ скими уловами рыболовный траулер РТ-29 «Киров», отличился он и в годы войны. Тогда же на Северном флоте находился моби­ лизованный пароход «Память Кирова», служил он плавбазой для подводников. Что же это за корабль, откуда приплыл на Север, на какой вер­ фи строился? Когда я потянул поисковую ниточку, то увлекся, судьба оказалась весьма любопытной. Толстенный справочник морских судов Регистра СССР за 1938-1939 год повествовал: «Память Кирова» —гражданская ры­ бообрабатывающая база; порт приписки —Архангельск; место и год рождения —Англия, Блейте, 1896; вместимость —3153 брутто- регистровых тонн. Размеры немалые: длина —103 метра, ширина — около 15. Там же указывалось предыдущее название парохода —«Хаугланд». Что-то очень знакомое, где-то я уже слышал это —«Хаугланд»... Имя немецкое или норвежское, где я мог встречать его? За после­ дние годы через мои руки прошелестела масса документов и лите­ ратуры о море, разве все упомнишь. Кроме подводников, занимал­ ся темой «Писатели на Севере», их поездками. Стоп! В Кандалак­ ше группа писателей наблюдала подъем ледокольного парохода «Садко»... ЭПРОН —вот где мне встречалось имя «Хаугланд». ЭПРОН —экспедиция подводных работ особого назначения, организация серьезная, под крылом НКВД, руководил ею крупный специалист по судоподъему Фотий Иванович Крылов. По попу­ лярности в тридцатые годы ЭПРОН первенствовал с авиацией. Профессия летчика и водолаза —мечта тогдашних мальчишек! Пи­ сатели и журналисты постарались, уж они расписали героизм, не 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz