Сорокажердьев, В.В. Морские тайны и трагедии Севера, 1939-1945 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2015. - 266 с.

те годы —военный городок в несколько улиц, все на виду, обо всем и обо всех известно. В списке погибших мы видим имена двух ветеранов с много­ летним стажем службы на лодке —воентехника 2-го ранга, коман­ дира группы движения механика С. П. Белова и старшины группы мотористов В. С. Федотова. Оба они за финскую кампанию награж­ дены орденами Красной Звезды. К сожалению, мачо нашлось о них сведений, но, право, их флотская судьба достойна отдельного раз­ говора. Надеемся, что сыновья или внуки Белова откликнутся, как в свое время отозвались на поиск Музея Краснознаменного Север­ ного флота сыновья командира Ельтищева и военкома Прохорен­ ко, ставшие офицерами, как и отцы. Спрашивается, почему на борту Д-1 находились 55 человек, а не 53, как положено по штату? В последний момент в экипаж включи­ ли дополнительно несколько учеников электриков и торпедистов. С другой стороны, был недокомплект комсостава —отсутствовали командир электромеханической боевой части К. В. Степанов и стар­ пом Г. И. Галаган. Находились в отпуске. Сказалось их отсутствие на судьбе лодки или нет, можно только гадать. К слову, капитан- лейтенант Григорий Иванович Галаган и на два года не пережил заменившего его в походе старшего лейтенанта И. И. Грачева: в 1942 году на борту подводной лодки К-2 не вернулся из боевого похода. ff. На десятом году строительства социализма Страна Советов ре­ шила обзавестись собственными подводными лодками. Своих спе­ циалистов пока не предвиделось, привлекли инженеров и конст­ рукторов дореволюционной закалки во главе с Б. М. Малининым. 5 марта 1927 года на Балтийском заводе в Ленинграде заложили три лодки первой серии: «Декабрист», «Народоволец» и «Красно­ гвардеец», потом они получили нумерацию —Д-1, Д-2, Д-3. Офи­ циальная закладка кораблей прошла с большой помпой. Первую заклепку на «Декабристе» забил видный партийный деятель Сер­ гей Миронович Киров, руководитель ленинградских большевиков. Техническая характеристика лодок предполагалась следующая: дли­ 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz