Сорокажердьев, В.В. Морские тайны и трагедии Севера, 1939-1945 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2015. - 266 с.
но «Дежнев», затем выдавал себя за японский теплоход или рыбо ловную плавбазу. В бухте Провидения планировалось высадить переводчика и офицера разведки Курта Крепша. Отсюда он должен был доби раться до Владивостока, далее поездом —на запад. Однако на бе рег «пассажира» советские пограничники не пустили, Москва не дала добро. 10 сентября рейдер вышел в Тихий океан. Переход от Маточ- кина Шара до Берингова пролива совершил за 23 дня, тем самым установил рекорд плавания на этом участке Севморпути. В середине октября в районе острова Ламотрек Каролинского архипелага рейдер встретился со снабженческим транспортом «Кульмерланд», с него получил топливо и продовольствие. Через пару дней к острову подошли другой рейдер «Орион» и германс кий транспорт «Регенсбург». На этом теплоходе в Японию уплыл офицер разведки Крепш с подробным отчетом Эйссена, а также другими ценнейшими материалами о Севере и будущем русском противнике. Вспомогательный крейсер «Комет» совместно с подобными рейдерами «Орион» и «Пингвин» разбойничал в Тихом и Индий ском океанах, у берегов Австралии и Антарктиды, обстреливал бри танские колониальные порты. Всего на его счету девять потоплен ных судов общим тоннажем 57215 брутто-регистровых тонн, часть призов поделил с «Орионом». Захваченный голландский пароход с грузом каучука, олова и марганцевой руды Эйссен отправил с не мецким экипажем в Германию. В ноябре 1941 года, завершив кру госветное плавание, «Комет» вернулся на родину в Куксгафен, а спустя год в Ла-Манше на переходе в Северное море его потопил английский торпедный катер. Контр-адмирал Роберт Эйссен на страницах воспоминаний о своем кругосветном боевом плавании выразился так: «Один поход вполне удовлетворил меня , добровольно я не хотел бы следовать этим путем вторично». 1989 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz