Сорокажердьев, В.В. Морские тайны и трагедии Севера, 1939-1945 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2015. - 266 с.

но «Дежнев», затем выдавал себя за японский теплоход или рыбо­ ловную плавбазу. В бухте Провидения планировалось высадить переводчика и офицера разведки Курта Крепша. Отсюда он должен был доби­ раться до Владивостока, далее поездом —на запад. Однако на бе­ рег «пассажира» советские пограничники не пустили, Москва не дала добро. 10 сентября рейдер вышел в Тихий океан. Переход от Маточ- кина Шара до Берингова пролива совершил за 23 дня, тем самым установил рекорд плавания на этом участке Севморпути. В середине октября в районе острова Ламотрек Каролинского архипелага рейдер встретился со снабженческим транспортом «Кульмерланд», с него получил топливо и продовольствие. Через пару дней к острову подошли другой рейдер «Орион» и германс­ кий транспорт «Регенсбург». На этом теплоходе в Японию уплыл офицер разведки Крепш с подробным отчетом Эйссена, а также другими ценнейшими материалами о Севере и будущем русском противнике. Вспомогательный крейсер «Комет» совместно с подобными рейдерами «Орион» и «Пингвин» разбойничал в Тихом и Индий­ ском океанах, у берегов Австралии и Антарктиды, обстреливал бри­ танские колониальные порты. Всего на его счету девять потоплен­ ных судов общим тоннажем 57215 брутто-регистровых тонн, часть призов поделил с «Орионом». Захваченный голландский пароход с грузом каучука, олова и марганцевой руды Эйссен отправил с не­ мецким экипажем в Германию. В ноябре 1941 года, завершив кру­ госветное плавание, «Комет» вернулся на родину в Куксгафен, а спустя год в Ла-Манше на переходе в Северное море его потопил английский торпедный катер. Контр-адмирал Роберт Эйссен на страницах воспоминаний о своем кругосветном боевом плавании выразился так: «Один поход вполне удовлетворил меня , добровольно я не хотел бы следовать этим путем вторично». 1989 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz