Сорокажердьев, В.В. Морские тайны и трагедии Севера, 1939-1945 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2015. - 266 с.
Встретились на следующий день около 17:30 близ острова Четы рехстолбового. Море затягивалось льдом, плавание усложнялось — снег, ветер, сильные сжатия. Местами пробивали девятибалльный лед. В последний день августа прошли всего шестьдесят миль. 1 сентября встретились разводья, моряки вздохнули свободно. Но возникли трудности иного рода. В районе острова Айон на борт крейсера поднялся Мелехов со своим помощником по политчасти Ни китиным, сообщил о телеграмме из Москвы, требующей свертывания проводки. Мало того, продолжал Мелехов, он получил приказ вести немецкий корабль обратно, так как в Беринговом проливе замечены американские и японские корабли. На самом деле там находились ко рабли Тихоокеанского флота, ожидавшие подводную лодку Щ-423. Эйссен ухом не повел: с японцами —дружба, а с американцами пока войны пет. В крайнем случае, можно и когти показать. Радиограмма Мелехову исходила от начальника Главсевморпу- ти И. Д. Папанина, но было ясно, чью он выполнял волю. В то время Молотова беспокоили очередные претензии англичан о несоблюде нии нейтралитета. Чтобы обезопасить свой шаткий авторитет, ста линское правительство решило прервать переход фашистского рей дера: сделать вид, что германская сторона, выдавая замаскирован ный военный корабль за обычное судно, его обманула. Эйссен по нял политический маневр: Москва хотела опять снять с себя ответ ственность перед англичанами за тайное соглашение с Германией. Он категорически отказался поворачивать «Комет» назад. Для ус покоения совести русских» написал меморандум: «Руководителюморских операций в Восточном секторе Арктики господину капитану Мелехову. Я, капитан цур зее германского военно-морского флота Р. Эйс сен, капитан немецкого парохода , который на основании соглаше ния с советским правительством проведен в навигацию 1940 года с запада на восток Северным морским путем, заявляю: 1) Меня устно поставили в известность об указании Папанина отвести мой корабль обратно на запад в связи с тем, что в Берин говом проливе появились иностранные корабли, которые могут за метить мой корабль. 2) Мною получено от вас сообщение о появлении японской кито бойной флотилии в районе мыса Сердце-Камень и о том, что в рай оне острова Врангеля замечен военный корабль. 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz