Сорокажердьев, В.В. Морские тайны и трагедии Севера, 1939-1945 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2015. - 266 с.
ЛЕДОВЫЙ РЕЙС «КОМЕТА » Тем же летом в Арктике произошло событие, подтверждающее, что обещания Сталина не расходятся с делом, дружба с фашист ской Германией продолжалась и крепла. Хотя немцы просили немало —и строительство нефтетерминала в Мурманске, и про водку двух немецких караванов на восток по Севморпути, и со ветское метеорологическое судно для Северной Атлантики — наши уклончиво обещали, напрямую не отказывали, в конце кон цов, согласились на проводку. Но не караванов, а двух китобой ных судов, которые загрузились бы на Дальнем Востоке кито вым жиром, и по северному же маршруту вернулись в Герма нию. В мае немцы сообщили, что на восток пойдет одно торго вое судно. Слово «торговое» в данном случае следует поставить в кавычки... 9 июля 1940 года из норвежского порта Берген курсом на Но вую Землю вышел немецкий вспомогательный крейсер «Комет» («Komet»), в оперативных документах —«Корабль № 45» или «Рей дер В». Путешествие он начал еще на Балтике, где переоборудо вался и вооружался. Переоборудованный в Гамбурге из обычного теплохода-бана новоза «Эмс» водоизмещением около 4500 тонн, крейсер имел ско рость до 14 узлов, мощное вооружение —шесть 150-миллиметро вого калибра орудий, девять зенитных автоматов, торпедные ап параты, катер для постановки мин, два гидросамолета «Арадо». В трюмах находилось различное снаряжение для действий в поляр ных и тропических широтах, взяли даже украшения для абориге нов. Командовал кораблем опытный офицер, капитан 1 ранга Ро берт Эйссен, знакомый с Арктикой по Первой мировой войне, в 1915 году ставил мины в Горле Белого моря на вспомогательном крейсере «Метеор», в мирное время занимался научно-исследова тельской деятельностью в Северной Атлантике. 27
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz