Сорокажердьев, В.В. Морские тайны и трагедии Севера, 1939-1945 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2015. - 266 с.

В советском порту слышалась и иная иностранная речь, сюда за­ ходили норвежские, датские, голландские, шведские суда. В местном интерклубе всегда было многолюдно и шумно. Там имелся чи­ тальный зал с газетами и журналами на английском языке. Но ос­ новное развлечение моряков сводилось к выпивке и танцам, кото­ рые нередко заканчивались потасовками. Драчунов разнимал де­ журивший у интерклуба флотский патруль. Между тем моряки с «Бремена» и других немецких судов интерклуб не посещали, на берег ездили только официальные лица. Не желали гулять и эки­ пажи английских судов, что объяснимо —все-таки воюющие сто­ роны, капитаны старались избегать конфликтов. Чтобы выяснить, существует ли запрет на судах, с подачи НКВД, портовые власти продлили морякам сход на берег с 18:00 до 23:00, выделили допол­ нительное топливо для катера ипфлота, курсирующего между су­ дами и берегом. С наступлением полярной ночи германские суда поодиночке ушли на родину. 6 декабря после трехмесячной стоянки исчез в океанских просторах и «Бремен», вернулся в родной Бременхафен. Чтобы сохранить секретность ухода лайнера из Мурманска, пор­ товые власти на три дня задержали отход судов других государств. Через год капитан Адольф Аренс написал воспоминания «По­ бедное плавание „Бремена'*», изданные 100-тысячным тиражом. Лайнер хотели переоборудовать во вспомогательный крейсер, но потом переделали в транспорт-гостиницу, которая в марте 1941 года сгорела от неосторожного огня, а что осталось, пустили на метал­ лолом. Мировая печать трижды хоронила «Бремен», а германское информационное бюро передавало опровержения. Со ссылкой на Берлин их печатали советские газеты, не упоминая при этом о дли­ тельном гостевании «Бремена» в Мурманске. 2010 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz