Сорокажердьев, В.В. Морские тайны и трагедии Севера, 1939-1945 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2015. - 266 с.
Разгневанный начальник Пограничных войск НКВД Мурман ского округа комбриг К. Р. Синилов повелел своим людям Шме лева и Курилеха «протокольно допросить» на контрольно-пропуск- ном пункте. Не тут-то было. Командующий Северного флота флаг ман 2 ранга В. П. Дрозд по телефону строго предупредил Шмелева показания не давать и возвращаться в Полярное. На отказ офице- ров-североморцев пограничники составили акт. Взаимоотношения моряков с пограничниками и раньше не от личались доброжелательностью. Первые всегда считали себя ис тинными хозяевами моря и побережья. И, побывав «наперед бать ки» на «Бремене», этим унизили бойцов комбрига Кузьмы Сини- лова. Поведение капитана Аренса также не понравилось командую щему Северного флота. 12 сентября Дрозд подписал приказ «О ре жиме плавания на подходах к Кольскому заливу». Согласно ему, все иностранные суда должны заходить на приемный пункт Цып-На- волок, откуда под проводкой лоцмана следовать в Кольский залив. Советские капитаны должны были брать лоцмана в Териберке. Со ответственно на обратном пути лоцманская проводка заканчива лась в Цып-Наволоке или Териберке. Причем гражданские лоц маны торгового порта оказывались бы в подчинении Гидрографи ческого отдела Северного флота. Данная система не прижилась, Цып-Наволок находился далековато. Руководство порта стало раз рабатывать вариант устройства плавучей брандвахты на входе в Кольский залив на базе старого парохода «Соловки». Появление «Бремена» в Мурманске вызвало огромный инте рес у населения и переполох среди местной номенклатуры. Еще бы! Звезда мирового судостроения! Один из самых быстроходных и комфортабельных пассажирских лайнеров мира! Построен в Бре мене в 1929 году специально для побития рекорда, для завоевания «Голубой ленты». В первом же рейсе через Атлантику экипаж «Бре мена» во главе с капитаном Цигенбаумом установил рекорд плава ния, лайнер прошел маршрут за 4 суток 17 часов 42 минуты с фанта стической скоростью 27,9 узлов. Прошедшая перед ним «Маври тания» имела результат в 5 суток 1 час и среднерейсовую скорость 25,53 узла. Среди других лайнеров-скороходов отличался новыми технологиями —были только две трубы, автопилот, новый шведский измеритель скорости, корма имела форму ложки. Одно из первых судов с бульбовым носом для снижения волнового сопротивления, 2 ’ 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz