Сорокажердьев, В.В. Морские тайны и трагедии Севера, 1939-1945 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2015. - 266 с.

скоростной войсковой транспорт. Неожиданно, не спрашивая раз­ решение властей, без пассажиров и груза «Бремен» покинул порт и растворился в тумане Атлантики. В пути капитан Аренс полу­ чил радиосообщение, по его словам, подобное эффекту разорвав­ шейся бомбы, —Англия и Франция объявили войну Германии. Чтобы избежать встреч с английскими военными кораблями, «Бре­ мен» повернул на север. 4 сентября на «Бремен», как и на другие германские суда в Северной Атлантике, из штаба адмирала Редера был передан шифрованный сигнал «QWA-13», что означало: «Следовать в Мурманск». Тем временем германский МИД испро­ сил разрешение у Москвы на заход в советский порт. Маршрут по­ лучился такой: Нью-Йорк —Нью-Фаунленд —Датский пролив — Нордкап —Мурманск. В 9:30 6 сентября «Бремен» увидели посты Цып-Наволока на полуострове Рыбачий, в 12:15 он вошел в Кольский залив. Навстре­ чу на портовом мотоботе спешили пограничники-контролеры и лоцманы. Однако их опередили североморцы на малом охотнике МО-11. На лайнер «самовольно» поднялись сотрудники 2-го отде­ ла штаба Северного флота капитан 3 ранга А. 3. Шмелев* и стар­ ший лейтенант М. А. Курилех**, находились на борту полтора часа. Пограничное начальство им приказало покинуть лайнер, как лицам, не имеющим полномочий на досмотр судна, для объяснений перей­ ти на сторожевик ПСК-302, появившийся но соседству. Офицеры требование пограничников проигнорировали, но с прибытием свое­ го начальника капитана 1 ранга И.Ф. Голубева перешли на МО-11. Шмелев и Курилех выполняли волю командующего. От капи­ тана «Бремена» они требовали встать на якорь в Сайда-губе, на что Аренс воспротивился, мол, губа по своим размерам не позво­ ляет маневрировать его огромному судну, он будет вынужден ра­ дировать в Берлин, если не разрешат пройти в Мурманск. В конеч­ ном итоге, под проводкой лоцманов и североморского катера лай­ нер достиг мурманского рейда. Однако внутреннего скандала из­ бежать не удалось. * Капитан 1 ранга Александр Захарович Шм елев погиб 12 августа 1944 года на борту тральщика Т - 1 14 при проводке конвоя Б Д -5 в Карском морс. ** Капитан 3 ранга Михаил Алексеевич Курилех в годы войны — последний командир эсминца «Сокрушительный». 13 января 1943 года исключен их списков офицерского состава В М Ф , лишен офицерского звания в связи с осуждением военным трибуналом Северного флота к расстрелу. 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz