Сорокажердьев, В.В. Морские тайны и трагедии Севера, 1939-1945 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2015. - 266 с.

В начале следующих суток, когда немного стихло, АМ-115, про­ валиваясь и раскачиваясь на волнах, стал ходить вдоль транспор­ та с подветренной стороны, а люди прыгали через борт на траль­ щик. Не всем удавалось удачно «приземлиться». Кто-то сломал ногу, кто-то ребра, кто-то упал вниз... В их числе был капитан Суб­ ботин, прыгнувший последним... Но 77 человек этот смертельный барьер преодолели. Погибли 10 членов экипажа и 4 человека военной команды: капитан В. К. Субботин, 3-й механик А. П. Порошин, 3-й штурман В. А. Видякин, машинисты А. В. Климов, И. Н. Сопрыкин, матро­ сы Ф. Н. Антуфьев, П. Г. Слепов, повар В. Г. Ганахчанц, пекарь В. С. Пестрецов, дневальная А. Г. Реутова, старшина Н. Я. Кузин, краснофлотцы М. М. Горьков, А. В. Мартьев, П. А. Костылев. По­ гибли также 43 пассажира из числа военнослужащих. Когда аварийное судно находилось в семи милях севернее Цып-На- волока, подошли эсминцы «Жесткий» и «Живучий». Им предсто­ яло отбуксировать то, что осталось от «либерти». Операцией ру­ ководил начальник штаба эскадры А. М. Румянцев. Вызвались пять добровольцев. После нескольких опасных попыток вплотную при­ близиться смельчаки перемахнули на «Тбилиси». Приняли бук­ сир, закрепили, но спустя двадцать минут стальной трос оборвался, как нитка. Порвался он еще раз и еще. Участник этого тяжелого по­ хода Гавриил Герасимович Поляков из экипажа «Живучего» вспо­ минал, что трос заводили девять раз, и все безрезультатно. С наступлением второй ночи, новогодней, спасательные работы прекратили. Транспорт в то время дрейфовал вдоль северного побе­ режья острова Кильдин. Эсминец «Живучий» продолжал кружить вокруг аварийного судна и «Жесткого», глубинными бомбами отго­ нял подводного противника. Лишь 1января около 14 часов подошед­ шие спасатели завели концы и начали буксировку в Териберку. Че­ рез четыре дня «Тбилиси» перетащили в Кольский залив на обсушку. Долгие годы пароход ржавел в заливе. В конце пятидесятых «Тби­ лиси» восстановили архангельские судоремонтники, приварили ему другой нос. Судно стало плавать под флагом Мурманского морского пароходства, совершило десятки плаваний в Арктике и за рубежом. Откуда взялся нос? Расскажем вкратце и о втором «либерти». Когда отмечалось 50-летие первого союзного конвоя на Север в 1991 году, в одну из архангельских газет пришло письмо от вете- 207

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz