Сорокажердьев, В.В. Морские тайны и трагедии Севера, 1939-1945 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2015. - 266 с.
В начале следующих суток, когда немного стихло, АМ-115, про валиваясь и раскачиваясь на волнах, стал ходить вдоль транспор та с подветренной стороны, а люди прыгали через борт на траль щик. Не всем удавалось удачно «приземлиться». Кто-то сломал ногу, кто-то ребра, кто-то упал вниз... В их числе был капитан Суб ботин, прыгнувший последним... Но 77 человек этот смертельный барьер преодолели. Погибли 10 членов экипажа и 4 человека военной команды: капитан В. К. Субботин, 3-й механик А. П. Порошин, 3-й штурман В. А. Видякин, машинисты А. В. Климов, И. Н. Сопрыкин, матро сы Ф. Н. Антуфьев, П. Г. Слепов, повар В. Г. Ганахчанц, пекарь В. С. Пестрецов, дневальная А. Г. Реутова, старшина Н. Я. Кузин, краснофлотцы М. М. Горьков, А. В. Мартьев, П. А. Костылев. По гибли также 43 пассажира из числа военнослужащих. Когда аварийное судно находилось в семи милях севернее Цып-На- волока, подошли эсминцы «Жесткий» и «Живучий». Им предсто яло отбуксировать то, что осталось от «либерти». Операцией ру ководил начальник штаба эскадры А. М. Румянцев. Вызвались пять добровольцев. После нескольких опасных попыток вплотную при близиться смельчаки перемахнули на «Тбилиси». Приняли бук сир, закрепили, но спустя двадцать минут стальной трос оборвался, как нитка. Порвался он еще раз и еще. Участник этого тяжелого по хода Гавриил Герасимович Поляков из экипажа «Живучего» вспо минал, что трос заводили девять раз, и все безрезультатно. С наступлением второй ночи, новогодней, спасательные работы прекратили. Транспорт в то время дрейфовал вдоль северного побе режья острова Кильдин. Эсминец «Живучий» продолжал кружить вокруг аварийного судна и «Жесткого», глубинными бомбами отго нял подводного противника. Лишь 1января около 14 часов подошед шие спасатели завели концы и начали буксировку в Териберку. Че рез четыре дня «Тбилиси» перетащили в Кольский залив на обсушку. Долгие годы пароход ржавел в заливе. В конце пятидесятых «Тби лиси» восстановили архангельские судоремонтники, приварили ему другой нос. Судно стало плавать под флагом Мурманского морского пароходства, совершило десятки плаваний в Арктике и за рубежом. Откуда взялся нос? Расскажем вкратце и о втором «либерти». Когда отмечалось 50-летие первого союзного конвоя на Север в 1991 году, в одну из архангельских газет пришло письмо от вете- 207
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz