Сорокажердьев, В.В. Морские тайны и трагедии Севера, 1939-1945 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2015. - 266 с.

В конце декабря того года в Мурманске судно загрузили продо­ вольствием, тюками сена, бочками с мазутом и бензином для частей 14-й армии в освобожденных поселках Линахамари и Печенга. На борту находились также 124 военнослужащих этой армии. 30 декабря в 14:58 «Тбилиси» отвалил от причала. На выходе из Кольского заливе его стали сопровождать два тральщика («ами- ки») и четыре больших охотника, образовался конвой под коман­ дованием капитана 2 ранга П. В. Панфилова. Проводка имела ли­ тер КП-24, расшифровывался как начальный и конечный пункты: Кольский и Печенгский заливы. В море разыгрывался шторм, постепенно усилившийся до де­ вяти баллов. Налетали снежные заряды, что давало возможность конвою проскочить незамеченным через подводные завесы против­ ника. Однако ненастье повлияло на боевую ситуацию. Большую волну катера типа БО переносили тяжело, их заливало. В борьбе со штормом бдительность притупилась. В 19:25 в районе мыса Большой Скорбеевский у берегов Рыба­ чьего «Тбилиси» атаковала немецкая подводная лодка U-956. Торпеда попала между вторым и третьим трюмами. Взрыв. Через короткое время шторм довершил дело: носовая часть парохода по 41-му шпангоуту отвалилась и затонула. На оставшейся кормовой части горели сено, мазут, бочки с бензином. Еще до того, как отва­ лился нос парохода, среди пассажиров возникла паника, они рва­ лись к шлюпкам, не слушали команд комсостава. Первая же спу­ щенная шлюпка разбилась о борт и люди оказались в воде. В этой трагической ситуации выдержку и волю проявили ка­ питан В. К. Субботин и старший механик В. Н. Кузнецов. Они на­ вели порядок, организовали людей на тушение пожара, руководи­ ли спасением судна. Оставшаяся половина парохода тонуть не ду­ мала, сильно накренилась на левый борт, дрейфовала медленно на юго-восток. С большим трудом экипаж катера Б0-150 подобрал из воды 61 человека и ушел вместе с другими катерами в базу. Оставшиеся в живых на полупароходе, около восьмидесяти че­ ловек, с тревогой думали о своей судьбе. В темноте ночи рядом, не приближаясь, кружил тральщик AM-115. Командир его не знал обстановки на затемненном «Тбилиси». Субботин связался с траль­ щиком с помощью фонаря. Разработали схему спасения людей, ибо никто не знал, сколько продержатся на плаву, сколько времени выдержат переборки напор воды. 206

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz