Сорокажердьев, В.В. Морские тайны и трагедии Севера, 1939-1945 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2015. - 266 с.
В конце декабря того года в Мурманске судно загрузили продо вольствием, тюками сена, бочками с мазутом и бензином для частей 14-й армии в освобожденных поселках Линахамари и Печенга. На борту находились также 124 военнослужащих этой армии. 30 декабря в 14:58 «Тбилиси» отвалил от причала. На выходе из Кольского заливе его стали сопровождать два тральщика («ами- ки») и четыре больших охотника, образовался конвой под коман дованием капитана 2 ранга П. В. Панфилова. Проводка имела ли тер КП-24, расшифровывался как начальный и конечный пункты: Кольский и Печенгский заливы. В море разыгрывался шторм, постепенно усилившийся до де вяти баллов. Налетали снежные заряды, что давало возможность конвою проскочить незамеченным через подводные завесы против ника. Однако ненастье повлияло на боевую ситуацию. Большую волну катера типа БО переносили тяжело, их заливало. В борьбе со штормом бдительность притупилась. В 19:25 в районе мыса Большой Скорбеевский у берегов Рыба чьего «Тбилиси» атаковала немецкая подводная лодка U-956. Торпеда попала между вторым и третьим трюмами. Взрыв. Через короткое время шторм довершил дело: носовая часть парохода по 41-му шпангоуту отвалилась и затонула. На оставшейся кормовой части горели сено, мазут, бочки с бензином. Еще до того, как отва лился нос парохода, среди пассажиров возникла паника, они рва лись к шлюпкам, не слушали команд комсостава. Первая же спу щенная шлюпка разбилась о борт и люди оказались в воде. В этой трагической ситуации выдержку и волю проявили ка питан В. К. Субботин и старший механик В. Н. Кузнецов. Они на вели порядок, организовали людей на тушение пожара, руководи ли спасением судна. Оставшаяся половина парохода тонуть не ду мала, сильно накренилась на левый борт, дрейфовала медленно на юго-восток. С большим трудом экипаж катера Б0-150 подобрал из воды 61 человека и ушел вместе с другими катерами в базу. Оставшиеся в живых на полупароходе, около восьмидесяти че ловек, с тревогой думали о своей судьбе. В темноте ночи рядом, не приближаясь, кружил тральщик AM-115. Командир его не знал обстановки на затемненном «Тбилиси». Субботин связался с траль щиком с помощью фонаря. Разработали схему спасения людей, ибо никто не знал, сколько продержатся на плаву, сколько времени выдержат переборки напор воды. 206
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz