Сорокажердьев, В.В. Морские тайны и трагедии Севера, 1939-1945 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2015. - 266 с.

ЛАЙНЕР fiBPEMEH» В МУРМАНСКЕ Осенью 1939 года в Мурманске все явственнее слышалась не­ мецкая речь. С началом Второй мировой войны многие герман­ ские суда поспешили здесь укрыться —торговые и наливные, к 4 октября в Кольском заливе их насчитывалось четырнадцать («Иллер», «Кольдильер», «Финиция», «Тюбинген», танкер «Ри- деман» и другие). Была среди них и яркая знаменитость того вре­ мени — обладатель «Голубой ленты Атлантики» пассажирский лайнер «Бремен». Военно-морской нарком Н. Г. Кузнецов вскользь упомянул о нем в мемуарах: «В те дни в Кольский залив неожидан­ но зашел немецкий лайнер „Бремен Он, как до этого итальянский „Рекс", носил на трубе голубую ленту — знак превосходства в ско­ рости над всеми пассажирскими судами мира. Дел у „Бремена “в Мурманске не было, его туда загнали, конечно, военные обстоятель­ ства. Как невоенный корабль, он имел право посетить наш порт. Но, постояв некоторое время, „Бремен “столь же неожиданно по­ кинул Мурманск и, воспользовавшись плохой погодой, прорвался в Германию». Николай Герасимович умолчал о подробностях, хотя был в курсе происходящего в Кольском заливе, с его ведома решались некоторые вопросы, связанные с германскими судами. Даже в главах воспоми­ наний, не допущенных цензурой в советское время, не печатавшихся при жизни, о «Бремене» нарком не распространялся и о дружбе СССР с Германией в предвоенные годы никаких оценок не давал. Лайнер «Бремен» работал на линии Гамбург —Нью-Йорк. 1 сен­ тября 1939 года, с началом войны в Польшей, находился в Нью-Йор­ ке. Англичане просили американцев задержать судно, якобы за ка­ кие-то германские долги, и снарядили наперехват крейсер, ибо предполагали, что в будущем лайнер может использоваться как 17

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz