Сорокажердьев, В.В. Морские тайны и трагедии Севера, 1939-1945 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2015. - 266 с.
ЛАЙНЕР fiBPEMEH» В МУРМАНСКЕ Осенью 1939 года в Мурманске все явственнее слышалась не мецкая речь. С началом Второй мировой войны многие герман ские суда поспешили здесь укрыться —торговые и наливные, к 4 октября в Кольском заливе их насчитывалось четырнадцать («Иллер», «Кольдильер», «Финиция», «Тюбинген», танкер «Ри- деман» и другие). Была среди них и яркая знаменитость того вре мени — обладатель «Голубой ленты Атлантики» пассажирский лайнер «Бремен». Военно-морской нарком Н. Г. Кузнецов вскользь упомянул о нем в мемуарах: «В те дни в Кольский залив неожидан но зашел немецкий лайнер „Бремен Он, как до этого итальянский „Рекс", носил на трубе голубую ленту — знак превосходства в ско рости над всеми пассажирскими судами мира. Дел у „Бремена “в Мурманске не было, его туда загнали, конечно, военные обстоятель ства. Как невоенный корабль, он имел право посетить наш порт. Но, постояв некоторое время, „Бремен “столь же неожиданно по кинул Мурманск и, воспользовавшись плохой погодой, прорвался в Германию». Николай Герасимович умолчал о подробностях, хотя был в курсе происходящего в Кольском заливе, с его ведома решались некоторые вопросы, связанные с германскими судами. Даже в главах воспоми наний, не допущенных цензурой в советское время, не печатавшихся при жизни, о «Бремене» нарком не распространялся и о дружбе СССР с Германией в предвоенные годы никаких оценок не давал. Лайнер «Бремен» работал на линии Гамбург —Нью-Йорк. 1 сен тября 1939 года, с началом войны в Польшей, находился в Нью-Йор ке. Англичане просили американцев задержать судно, якобы за ка кие-то германские долги, и снарядили наперехват крейсер, ибо предполагали, что в будущем лайнер может использоваться как 17
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz