Сорокажердьев, В.В. Морские тайны и трагедии Севера, 1939-1945 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2015. - 266 с.

ДВА ПАРОХОДА С ОДНИМ ИМЕНЕМ Недавно читал воспоминания ветерана Мурманского пароход­ ства Эдуарда Сергеевича Вересоцкого «Мозаика моря». Есть там глава о плаваниях в шестидесятые годы на «Тбилиси» с известным капитаном Анатолием Алексеевичем Качаравой, человеком необыч­ ной судьбы, личностью героической. Он в годы войны, командуя экипажем ледокольного парохода «Александр Сибиряков», вступил в неравный бой с немецким рейдером «Адмирал Шеер», не сдался, не спустил флага. За тот бой годы спустя награжден скромным ор­ деном Красной Звезды, а подумать, достоин Золотой звезды Героя. Судьба «Тбилиси» тоже необычная, полна приключений. В сороковые-пороховые на Севере плавали два «Тбилиси». В литературе, случалось, их путали. Первый пароход германской постройки (Фленсбург, 1912 год) подорвался на германской же мине (!) в Енисейском заливе Карского моря 6 сентября 1943 года. Шел в паре со «Свиягой» с грузом каменного угля из Дудинки в Диксон. Погибли дневальная Екатерина Сергеевна Бушуева и один пассажир. Ирония судьбы —за полтора военных года это было тре­ тье судно Бушуевой, на котором она тонула, и последнее. Преды­ дущие —«Родина» и «Сталинград»... Через год имя «Тбилиси» унаследовал американский транспорт (бывшее название «Джон Лангдон»), постройки 1942 года, пере­ данный нашей стране в счет будущих репараций с Италии. Пришел из Шотландии в союзном конвое в марте 1944 года. Имел сварной корпус, дедвейт 10807 тонн, являлся самым крупнотоннажным суд­ ном Северного морского пароходства, перевозил грузы по внутрен­ ним коммуникациям между Архангельском, Диксоном, Дудинкой, губой Белушьей на Новой Земле. Возглавлял экипаж Владимир Константинович Субботин, пришедший с «енисейского» судна. Первая навигация на Севере стала для «Тбилиси» последней. 205

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz