Сорокажердьев, В.В. Морские тайны и трагедии Севера, 1939-1945 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2015. - 266 с.
ДВА ПАРОХОДА С ОДНИМ ИМЕНЕМ Недавно читал воспоминания ветерана Мурманского пароход ства Эдуарда Сергеевича Вересоцкого «Мозаика моря». Есть там глава о плаваниях в шестидесятые годы на «Тбилиси» с известным капитаном Анатолием Алексеевичем Качаравой, человеком необыч ной судьбы, личностью героической. Он в годы войны, командуя экипажем ледокольного парохода «Александр Сибиряков», вступил в неравный бой с немецким рейдером «Адмирал Шеер», не сдался, не спустил флага. За тот бой годы спустя награжден скромным ор деном Красной Звезды, а подумать, достоин Золотой звезды Героя. Судьба «Тбилиси» тоже необычная, полна приключений. В сороковые-пороховые на Севере плавали два «Тбилиси». В литературе, случалось, их путали. Первый пароход германской постройки (Фленсбург, 1912 год) подорвался на германской же мине (!) в Енисейском заливе Карского моря 6 сентября 1943 года. Шел в паре со «Свиягой» с грузом каменного угля из Дудинки в Диксон. Погибли дневальная Екатерина Сергеевна Бушуева и один пассажир. Ирония судьбы —за полтора военных года это было тре тье судно Бушуевой, на котором она тонула, и последнее. Преды дущие —«Родина» и «Сталинград»... Через год имя «Тбилиси» унаследовал американский транспорт (бывшее название «Джон Лангдон»), постройки 1942 года, пере данный нашей стране в счет будущих репараций с Италии. Пришел из Шотландии в союзном конвое в марте 1944 года. Имел сварной корпус, дедвейт 10807 тонн, являлся самым крупнотоннажным суд ном Северного морского пароходства, перевозил грузы по внутрен ним коммуникациям между Архангельском, Диксоном, Дудинкой, губой Белушьей на Новой Земле. Возглавлял экипаж Владимир Константинович Субботин, пришедший с «енисейского» судна. Первая навигация на Севере стала для «Тбилиси» последней. 205
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz