Сорокажердьев, В.В. Морские тайны и трагедии Севера, 1939-1945 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2015. - 266 с.

стал крениться на левый борт. Выровнялись сливом топлива. Включили «аварийку», появился свет. Тральщик остался на плаву, ждали новой атаки. Лысов оставил при себе трех офицеров, ко­ мендоров, радиста, трюмных машинистов, а остальным приказал эвакуироваться на катер и понтон. Прощаясь, он отдал на катер документы, ордена Красного Знамени и Отечественной войны, свою шинель со словами: «Дарю на память». Всплыла подводная лодка U-739. Вторая лодка, U-711 под ко­ мандованием Ланге, осталась под перископом. С тральщика откры­ ли огонь из орудий, попали в рубку. Враг погрузился. Завершаю­ щий выстрел, вероятно, сделал Ланге, у него еще оставалась одна торпеда. Это была обычная торпеда. И моряки видели ее хищный след. Страшный взрыв поглотил неподвижный тральщик, а с ним и отважную команду замечательного моряка Дмитрия Алексеевича Лысова. Люди, спасавшиеся на катере и понтоне, раздельно с боль­ шими трудностями достигли берега. Их скитания по штормовому морю описаны в литературе. Некоторые моряки живы и сейчас. Анализ документов наводит на такие размышления. Неисправ­ ная аппаратура на Т-120 —вот причина гибели и «Бриллианта», и самого тральщика. Если включение корабля Лысова в конвой было вызвано острой необходимостью и, возможно, заменить его было действительно нечем, то дальнейшие действия командования кон­ воя в отношении сто двадцатого тральщика более чем странны. Необъяснима и оценка этих действий командующим флотом Го­ ловко, назвавшим действия Васильева правильными. Этому во­ просу Арсений Григорьевич посвятил целую страницу мемуаров, подытожив: <Гибель тральщика под командованием капитан-лей- тенанта Лысова произошла отнюдь не из-за каких-то действий командира конвоя либо командира эскорта. Не приходится винить и упрекать командира корабля...» Это похоже на попытку оправда­ ния командиров, но все же никак не стыкуется с тем, что происходи­ ло на самом деле. В официальной морской хронике, составленной сра­ зу же после войны, есть характерная запись: «... Т-120 имел неисправ­ ную акустическую аппаратуру. Об этом командир конвоя знал, но тем не менее послал „глухой “корабль на поиск подводной лодки». Писатель Виталий Гузанов, автор документальной повести о Дмитрии Лысове «Командир принимает решение», посоветовал мне перечитать его переписку с Валинским, командиром «Руби­ 196

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz