Сорокажердьев, В.В. Морские тайны и трагедии Севера, 1939-1945 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2015. - 266 с.
14 часов. Некоторые краснофлотцы получили высокие рабочие раз ряды. Корпус восстанавливали на заводе № 402 в Молотовске. На полуразрушенном «Бриллианте» заменили 40% наружной обшивки, 35% бортового набора, 60% поперечных и продольных переборок, 80% шахт, мостиков и надстроек, капитально отремон тировали систему валопривода, главные дизели и вспомогатель ные механизмы, заново проложили кабельные трассы, заменили электрооборудование, навигационные и радиоприборы. Ремонт продолжался более года и обошелся в солидную по тем временам сумму —7 миллионов 550 тысяч рублей. Приемный акт подписан 24 июня 1944 года. «Бриллиант» снова вышел на поляр ные трассы. Однако вторая жизнь его оказалась короткой... Корабль входил в недавно созданную Карскую военно-морскую базу с базированием в Диксоне. С 1 сентября 1943 года им командо вал старший лейтенант Михаил Васильевич Махоньков, 1918 года рождения, уроженец деревни Большое Буньково Московской об ласти, окончил Одесскую мореходку, курсы комсостава в Ленин граде. Отец —столяр, мать —ткачиха, людьми они были полугра мотными, но постарались, чтобы дети получили образование. А детей случилось... шесть девочек, седьмой ребенок —будущий ко мандир «Бриллианта». Война шла к концу. В сентябре 1944 года у берегов Таймыра двигались навстречу друг другу два арктических конвоя. Один кон вой шел из Америки на Диксон (кодовое название ВД-1, то есть Восток —Диксон № 1) в составе транспортов «Революционер», «Комсомольск», «Буденный», «Кингисепп» под проводкой ледо кола «Северный ветер». Другой конвой следовал из Диксона в про лив Вилькицкого и далее на восток (кодовое название ДВ-2, то есть Диксон — Восток № 2). Он состоял из пароходов «Моссовет», «Игарка» и «Андреев». Охранение ДВ-2: четыре бывших амери канских тральщика типа «АМ» —«амики», тральщик Т-64 из быв ших рыболовных траулеров, сторожевые корабли «Бриллиант» и «Рубин». Караваны должны были встретиться в море Лаптевых у восточного побережья Таймыра. У кромки льда боевые корабли переключались на проводку транспортов, пришедших с востока. Возглавил операцию начальник штаба Карской военно-морской базы капитан 2-го ранга П. Н. Васильев. Он был ответственным за проводку обоих конвоев, которая задумывалась как одна операция. 185
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz