Сорокажердьев, В.В. Морские тайны и трагедии Севера, 1939-1945 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2015. - 266 с.

авианосец «Арк Ройял», награжден «Рыцарским крестом с дубо­ выми листьями» и итальянской медалью «За храбрость». «Бриллиант» тонул дважды. Вечером 12 мая 1942 года немец­ кая авиация появилась над Иоканьгской военно-морской базой, атаковала на рейде корабли. Несколько бомб упали по левому бор­ ту «Бриллианта», пробив его во многих местах. Загорелись над­ стройки. Огонь быстро распространялся, подбирался к боезапа­ су. Косменюк находился на берегу в штабе базы. На корабле стар­ шими оставались лейтенант Г. Д. Добин и военком П. В. Понома­ ренко. При взрывах бомб погибли десять краснофлотцев и стар­ шин, в том числе комиссар, более пятидесяти получили ранения. Добин, раненный в ногу, командовал спасением корабля, эвакуи­ ровал пострадавших. Буксирный пароход «Северянин» пытался отвести погружающийся «Бриллиант» на обсушку, но на том, видимо, взорвалась глубинная бомба, и сторожевик затонул на глубине тридцати метров. Взрывом повредило и буксир «Севе­ рянин», он потерял ход и тоже затонул. Несмотря на критичес­ кую ситуацию —пожар, пробоины, вероятность взрыва артпогре- ба —комендоры «Бриллианта» вели непрерывный огонь по са­ молетам и сбили один бомбардировщик. Моряки перевязывали раненых, спасали документы, тушили пожары. Многих потом на­ градили —и живых, и мертвых. Несколько месяцев пролежал «Бриллиант» во власти Непту­ на. 12 сентября 1942 года аварийно-спасательная служба Северно­ го флота подняла корабль и поставила в губе Гремиха на обсушку. Весь левый борт от 8 до 65 шпангоута был как решето, корма раз­ рушена, механизмы требовали восстановления, а электрооборудо­ вание от длительного нахождения в воде —замены. Многочисленные пробоины временно заделали, и 28 сентября на буксире тральщика Т-32 в сопровождении спасателя «Совнар­ ком» СКР-29 отвели в Архангельск. 5 ноября поставили в Лайский док близ Молотовска. На зиму законсервировали. Разобрали ме­ ханизмы, для хранения построили специальную кладовку-сарай. К ремонту корпуса беломорские мастера приступили 20 марта 1943 года. Экипаж расписали по бригадам. Моряки вспомнили гражданские специальности токарей, слесарей, плотников, изо­ лировщиков, некоторые освоили профессии корпусника, сверлов­ щика, клепальщика. Чтобы быстрее освободить док, работали по 184

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz