Сорокажердьев, В.В. Морские тайны и трагедии Севера, 1939-1945 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2015. - 266 с.
авианосец «Арк Ройял», награжден «Рыцарским крестом с дубо выми листьями» и итальянской медалью «За храбрость». «Бриллиант» тонул дважды. Вечером 12 мая 1942 года немец кая авиация появилась над Иоканьгской военно-морской базой, атаковала на рейде корабли. Несколько бомб упали по левому бор ту «Бриллианта», пробив его во многих местах. Загорелись над стройки. Огонь быстро распространялся, подбирался к боезапа су. Косменюк находился на берегу в штабе базы. На корабле стар шими оставались лейтенант Г. Д. Добин и военком П. В. Понома ренко. При взрывах бомб погибли десять краснофлотцев и стар шин, в том числе комиссар, более пятидесяти получили ранения. Добин, раненный в ногу, командовал спасением корабля, эвакуи ровал пострадавших. Буксирный пароход «Северянин» пытался отвести погружающийся «Бриллиант» на обсушку, но на том, видимо, взорвалась глубинная бомба, и сторожевик затонул на глубине тридцати метров. Взрывом повредило и буксир «Севе рянин», он потерял ход и тоже затонул. Несмотря на критичес кую ситуацию —пожар, пробоины, вероятность взрыва артпогре- ба —комендоры «Бриллианта» вели непрерывный огонь по са молетам и сбили один бомбардировщик. Моряки перевязывали раненых, спасали документы, тушили пожары. Многих потом на градили —и живых, и мертвых. Несколько месяцев пролежал «Бриллиант» во власти Непту на. 12 сентября 1942 года аварийно-спасательная служба Северно го флота подняла корабль и поставила в губе Гремиха на обсушку. Весь левый борт от 8 до 65 шпангоута был как решето, корма раз рушена, механизмы требовали восстановления, а электрооборудо вание от длительного нахождения в воде —замены. Многочисленные пробоины временно заделали, и 28 сентября на буксире тральщика Т-32 в сопровождении спасателя «Совнар ком» СКР-29 отвели в Архангельск. 5 ноября поставили в Лайский док близ Молотовска. На зиму законсервировали. Разобрали ме ханизмы, для хранения построили специальную кладовку-сарай. К ремонту корпуса беломорские мастера приступили 20 марта 1943 года. Экипаж расписали по бригадам. Моряки вспомнили гражданские специальности токарей, слесарей, плотников, изо лировщиков, некоторые освоили профессии корпусника, сверлов щика, клепальщика. Чтобы быстрее освободить док, работали по 184
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz