Сорокажердьев, В.В. Морские тайны и трагедии Севера, 1939-1945 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2015. - 266 с.

До войны в советской судостроительной программе приоритет­ ными считались постройки крейсеров и прочих монстров, эсмин­ цев, подводных лодок, а когда вступили в войну, выяснилось: по­ зарез нужны «чернорабочие» моря —тральщики, сторожевики, катера, баржи. В Мурманске мобилизовали половину тралового флота, и первые два года, пока Северный флот не начал получать от союзников корабли специальной постройки, основная тяжесть войны в арктических морях вынесли бывшие РТ. Они хорошо пла­ вали, выдерживали сильный шторм, большую волну, экипажи зна­ ли море и возможности судна. Тральщик Т-32*, которым командовал Дугладзе, вооружили двумя 76,2-мм и двумя 20-мм орудиями, двумя пулеметами, двумя противоминными тралами, один акустический. К сожалению, не имелось магнитного трала, а подсекающийся змейковый трал ста­ вился с одного борта, поэтому ширина захвата трала была вдвое меньше. Из других недостатков переоборудованного рыболовного траулера —большая кормовая осадка (4 метра) и отсутствие акус­ тической аппаратуры, поэтому самостоятельно обнаружить подвод­ ную лодку противника он не мог. Их, пахарей моря, любили моряки, любили за опасную и важ­ ную работу —очищать фарватеры от мин. Газета «В бой за Ро­ дину» писала: « Где поработает тральщик капитан-лейтенан- та Дугладзе, там корабли могут идти уверенно и спокойно ». Немало славных дел на счету тральщика Т-32, о них можно прочесть в военно-исторической литературе. Музейный работник Алевтина Кривенко даже написала документальную повесть «„Ло­ сось" идет на мины», жаль, что она печаталась только в газете. Хотя Дугладзе дневников не вел, но после войны оставил краткое жиз­ неописание своего корабля. Вот один эпизод оттуда. 18 сентября 1942 года экипаж Т-32 совместно с экипажем Т-37 проводил конт­ рольное траление в районе Канина Носа, ожидался подход союз­ ного конвоя PQ-18. «В середине дня сигнальщик Птицын услышал шум моторов, —говорится в документе. — На горизонте появился * Р Т -4 6 «Лосось» заложен в 1930 году, спущен на воду в мае 1931, вступил в строй в июле 1931 как рыболовный траулер Ссвгосрыбтреста. Мобилизован 25 июня 1941 года, переоборудован в тральщик и 19 июля 1941 года вошел в состав Северного флота как Т -887. ІІосил бортовой № 32, поэтому во многих публикациях, где речь идет о кораблях В М Ф С С С Р , этот тральщик упоминается под бортовым номером, т. с. как «Т -32». 172

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz