Сорокажердьев, В.В. Морские тайны и трагедии Севера, 1939-1945 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2015. - 266 с.

доколе «Ленин». Их дочь —Ирина Алексеевна Синицкая —берего­ вой работник, зять ходил на рыбацких судах, старший правнук Сер­ гей Синицкий сейчас в плавсоставе Мурманского морского паро­ ходства. Младший, Александр, как мы знаем, —учитель истории и краевед, обособился на суше и в море, как я понял, не стремится. К краеведческому творчеству подтолкнула его собственная ге­ неалогия. Александр заканчивал Мурманский пединститут и, ког­ да потребовалось писать курсовую, тему выбрал родственную: «Судьба капитана А. Г. Мочалова». Материал собирал в Архангель­ ском архиве, в библиотеке, многое рассказала бабушка. —Сколько же лет бабушке? — Руфина Александровна с 1921 года. Бывшая морячка чув­ ствует себя еще очень бодро. Высокая, статная... В папу. —В кого же правнук? —спросил я, отметив про себя высокий рост собеседника. —Говорят, похож на прадеда.. Бабушка рассказывала, он был вы­ сокий, симпатичный, носил усы, взгляд суровый. Строгих правил че­ ловек, но справедливый. Жена его —Елена Николаевна Чагина —ко­ ренная поморка. Чагины —фамилия на Севере известная. Александр показал часть курсовой работы. Это весьма обстоя­ тельная и грамотная работа, грамотная —в смысле краеведческих навыков, поиска и изложения собранного исторического материа­ ла. Вот биографические сведения о капитане из той курсовой. Александр Георгиевич Мочалов родился 28 августа 1893 года в деревне Политовщина Вологодской области в бедной крестьянской семье. Трудно сказать, откуда у уроженца сухопутной губернии проявилась морская жилка, наверно, от врожденного желания учиться и познавать мир. В 1919 году с отличием окончил школу в вятском городе Котель- ниче и отправился в Архангельск, где поступил в торгово-мореход­ ное училище. Через четыре года молодой штурман уже плавал на гидрографических судах Севера, судах в то время известных —«Мур- ман», «Метель», «Пахтусов». Потом перешел в Северное морское пароходство. В 30-е возглавлял экипажи пассажирских судов «Яст­ реб» и «Канин», с 1938-го —капитан парохода «Революция». При царе он назывался «Актив», большевики назвали по-своему. Это судно норвежской постройки, небольшое и маломощное, скорость шесть с половиной узлов. Мая да удал, недаром говорят в 169

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz