Сорокажердьев, В.В. Морские тайны и трагедии Севера, 1939-1945 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2015. - 266 с.
доколе «Ленин». Их дочь —Ирина Алексеевна Синицкая —берего вой работник, зять ходил на рыбацких судах, старший правнук Сер гей Синицкий сейчас в плавсоставе Мурманского морского паро ходства. Младший, Александр, как мы знаем, —учитель истории и краевед, обособился на суше и в море, как я понял, не стремится. К краеведческому творчеству подтолкнула его собственная ге неалогия. Александр заканчивал Мурманский пединститут и, ког да потребовалось писать курсовую, тему выбрал родственную: «Судьба капитана А. Г. Мочалова». Материал собирал в Архангель ском архиве, в библиотеке, многое рассказала бабушка. —Сколько же лет бабушке? — Руфина Александровна с 1921 года. Бывшая морячка чув ствует себя еще очень бодро. Высокая, статная... В папу. —В кого же правнук? —спросил я, отметив про себя высокий рост собеседника. —Говорят, похож на прадеда.. Бабушка рассказывала, он был вы сокий, симпатичный, носил усы, взгляд суровый. Строгих правил че ловек, но справедливый. Жена его —Елена Николаевна Чагина —ко ренная поморка. Чагины —фамилия на Севере известная. Александр показал часть курсовой работы. Это весьма обстоя тельная и грамотная работа, грамотная —в смысле краеведческих навыков, поиска и изложения собранного исторического материа ла. Вот биографические сведения о капитане из той курсовой. Александр Георгиевич Мочалов родился 28 августа 1893 года в деревне Политовщина Вологодской области в бедной крестьянской семье. Трудно сказать, откуда у уроженца сухопутной губернии проявилась морская жилка, наверно, от врожденного желания учиться и познавать мир. В 1919 году с отличием окончил школу в вятском городе Котель- ниче и отправился в Архангельск, где поступил в торгово-мореход ное училище. Через четыре года молодой штурман уже плавал на гидрографических судах Севера, судах в то время известных —«Мур- ман», «Метель», «Пахтусов». Потом перешел в Северное морское пароходство. В 30-е возглавлял экипажи пассажирских судов «Яст реб» и «Канин», с 1938-го —капитан парохода «Революция». При царе он назывался «Актив», большевики назвали по-своему. Это судно норвежской постройки, небольшое и маломощное, скорость шесть с половиной узлов. Мая да удал, недаром говорят в 169
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz