Сорокажердьев, В.В. Морские тайны и трагедии Севера, 1939-1945 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2015. - 266 с.

КАПИТАН МОЧАЛОВ В первых числах декабря 1944 года у мурманских берегов слу­ чилось две трагедии —от немецких торпед погибли пароходы «Ре­ волюция» и «Пролетарий». Судьба капитанов Мочалова и Ижмя- кова меня интересует давно, за годы накопился о них материал. Расскажу о первой трагедии, в мурманской печати о ней не писа­ лось. И хотя «Революция» была приписана к Архангельску, судь­ ба ее близка и нам, мурманчанам. В начале декабря из Кольского залива на Архангельск вышел небольшой конвой КБ-35 (Кольский залив —Белое море №35) в составе пароходов «Революция» и «Кама». Охраняли их стороже­ вой корабль СКР-20 и тральщик Т-38. К ним должен был присое­ диниться еще тральщик, вышедший 2 декабря из Иоканьги, но в назначенной точке рандеву не состоялось. Дул сильный юго-западный ветер, в районе Лицких островов усилившийся до восьми баллов. Маломощная машина «Револю­ ции» едва справлялась с напором волны и штормового ветра. Ско­ рость упала до 2,5 узла, уменьшилась еще, потом судно уже не справлялось со стихией. Походный ордер нарушился. Корабли охранения дрейфовали, ожидая пароход. А его все дальше относило в море, где волна забористей, круче, где было намного светлее и опас­ нее, чем в затемненной полосе прибрежья. По воспоминаниям участ­ ников похода, хотя штормило, но светила луна, при хорошей види­ мости противник мог легко обнаружить конвой. Так и случилось. В начале новых суток 3 декабря командир конвоя приказал «Каме» следовать в Иоканьгу. В рейсовом донесении капитан «Камы» Шабалин писал: «Лег на истинный курс 149, имея истинный пеленг острова Лицкий в рас­ стоянии 5 миль. Счислимое место 68° 46' 09 " северной, 37° 48' вос­ точной. С этого момента оторвался от парохода „Революция “и больше его не видел». 11 165

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz