Сорокажердьев, В.В. Морские тайны и трагедии Севера, 1939-1945 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2015. - 266 с.

Подводники сообщили о четырех потопленных мотоботах, по сведениям норвежцев, потоплен один и два повреждены, 9 рыба­ ков погибли, 5 ранены, 7 взяты в плен. Когда уцелевшие мотоботы вернулись домой, с живыми и мерт­ выми, в поселок Грюллефьорд, там творилось что-то невообразимое. Вот что рассказывал Альвер норвежскому журналисту в 1979 году: «Мне не хватает слов. Все были словно в оцепенении. Мужчины и женщины рыдали навзрыд. Матери и вдовы хотели увидеть своих погибших родных. Однако этого нельзя было допустить. Убитых закрыли в сарае на набережной. Снаружи толпились родные и близ­ кие, пытаясь выломать дверь. Никто из нас не осмеливался обра­ титься к ним со словами утешения. Они во что бы то ни стало желали видеть своих сыновей, мужей и отцов...» О советских подводниках Альвер сказал так: «Это была садистская игра, которой наслаждался капитан под­ лодки. Таково мое мнение. Мы неоднократно обращались к совет­ ским властям за разъяснениями. Никакого ответа мы так и не по­ лучили. Не было даже простого извинения... Если бы мне еще раз по­ встречался этот русский капитан подлодки, то я бы всадил в него нож, пусть даже мы бы и встретились в церкви». А что же советская сторона? Бывшие начальники Лунина ад­ миралы Иван Колышкин и Николай Виноградов в послевоенных мемуарах не обмолвились о перипетиях борьбы К-21 с беззащит­ ными мотоботами. Командующий флота Арсений Головко тоже воздержался от комментариев на страницах своей книги «Вместе с флотом». Хотя известно его неудовольствие действиями Лунина. Не столько из-за расстрела норвежских рыбаков, сколько из-за потери краснофлотца Алексея Лабутина. Лодка охотилась за рыболовными судами с 13:50 до 16:04 12 ап­ реля. «... При ведении артогня по четвертому мотоботу, —писал Лунин в отчете, —в 15:17 набежавшей зыбью был смыт за борт под­ носчик патронов носовой 100-мм пушки вестовой краснофлотец Jla- бутин. Услышав крик „Человек за бортом “, я, как и присутствующие па мостике, увидел его у среза кормы по правому борту, после чего его накрыло волной, и он больше на поверхности не появлялся». Далее в рапорте говорится, что командир не сразу, а «через неко­ торое время» повернул на обратный курс — «как с целью спасенья, так с сочетаниемманевра». Из этого надо понимать, что Лунин хотел 148

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz