Сорокажердьев, В.В. Морские тайны и трагедии Севера, 1939-1945 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2015. - 266 с.
71° 25' с. ш. и 23° 40' в. д.» Депешу перехватили и расшифровали на эскадре. Журнал боевых действий руководства войной на море за фиксировал реакцию командного пункта на появление противни ка. Перехваченное радиосообщение привело немцев в замешатель ство, стало ясно: утерян решающий момент операции —внезап ность. Редер стал опасаться, что движущиеся на запад союзные силы охранения повернут обратно к конвою. Капитана цур зее Топ- па на «Тирпице» информировали, что в ближайшие часы, возмож но, поступят новые указания. Эскадра замедлила ход. Опасения Редера усилились, когда эскадру обнаружил непри ятельский самолет. Это был капитан И. Я. Гарбуз на торпедоносце ДБ-Зф, в 19:16 сообщивший из района Нордкапа: «Весьма срочно. По флоту. Одиннадцать неопознанных кораблей в точке 71° 31’с. ш. и 27° 10' в. д. Курс 65°, скорость 10 узлов». Наконец, в 21:29 «Тирпица» увидел командир английской под водной лодки «Аншейкн» лейтенант Уэстмакотт и сообщил коор динаты —71° 25' с. ш., 29° 40' в. д. Между Редером в Берлине и генерал-адмиралом Карлсом в Киле телефонная связь не прерывалась. Редер стал склоняться к тому, что противник может пойти на риск, у него хватит решимости несмотря на близость германских авиабаз атаковать «Тирпиц». Ради достижения главной цели он может даже пожертвовать авиа носцем. Нет-нет, рисковать далее не следует. Редер выдохнул в те лефонную трубку фразу, которую давно собирался произнести: —Прекращайте операцию! В 22:50 немецкая эскадра с «Тирпицем» повернула на обрат ный курс —не из-за повреждений линкора, якобы полученных от советской подлодки, а по приказу гросс-адмирала Редера. Утром следующего дня корабли пришли в базу. В этот день, 6 июля, на совещании руководства войной на море и адмиралов, причастных к операции «Россельшпрунг», действия Редера подверглись критике. Командующий немецкими ВМС свое решение вернуть эскадру объяснил тем, что «с изменением благо приятной военной обстановки» была возможна потеря или повреж дение «Тирпица». Под «изменением обстановки» подразумевались перехваченные радиограммы подводных лодок и самолета. Любопытна запись в журнале боевых действий руководства войной на море: «При конвое находилась мощная неприятельская 140
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz