Сорокажердьев, В.В. Морские тайны и трагедии Севера, 1939-1945 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2015. - 266 с.

71° 25' с. ш. и 23° 40' в. д.» Депешу перехватили и расшифровали на эскадре. Журнал боевых действий руководства войной на море за­ фиксировал реакцию командного пункта на появление противни­ ка. Перехваченное радиосообщение привело немцев в замешатель­ ство, стало ясно: утерян решающий момент операции —внезап­ ность. Редер стал опасаться, что движущиеся на запад союзные силы охранения повернут обратно к конвою. Капитана цур зее Топ- па на «Тирпице» информировали, что в ближайшие часы, возмож­ но, поступят новые указания. Эскадра замедлила ход. Опасения Редера усилились, когда эскадру обнаружил непри­ ятельский самолет. Это был капитан И. Я. Гарбуз на торпедоносце ДБ-Зф, в 19:16 сообщивший из района Нордкапа: «Весьма срочно. По флоту. Одиннадцать неопознанных кораблей в точке 71° 31’с. ш. и 27° 10' в. д. Курс 65°, скорость 10 узлов». Наконец, в 21:29 «Тирпица» увидел командир английской под­ водной лодки «Аншейкн» лейтенант Уэстмакотт и сообщил коор­ динаты —71° 25' с. ш., 29° 40' в. д. Между Редером в Берлине и генерал-адмиралом Карлсом в Киле телефонная связь не прерывалась. Редер стал склоняться к тому, что противник может пойти на риск, у него хватит решимости несмотря на близость германских авиабаз атаковать «Тирпиц». Ради достижения главной цели он может даже пожертвовать авиа­ носцем. Нет-нет, рисковать далее не следует. Редер выдохнул в те­ лефонную трубку фразу, которую давно собирался произнести: —Прекращайте операцию! В 22:50 немецкая эскадра с «Тирпицем» повернула на обрат­ ный курс —не из-за повреждений линкора, якобы полученных от советской подлодки, а по приказу гросс-адмирала Редера. Утром следующего дня корабли пришли в базу. В этот день, 6 июля, на совещании руководства войной на море и адмиралов, причастных к операции «Россельшпрунг», действия Редера подверглись критике. Командующий немецкими ВМС свое решение вернуть эскадру объяснил тем, что «с изменением благо­ приятной военной обстановки» была возможна потеря или повреж­ дение «Тирпица». Под «изменением обстановки» подразумевались перехваченные радиограммы подводных лодок и самолета. Любопытна запись в журнале боевых действий руководства войной на море: «При конвое находилась мощная неприятельская 140

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz