Сорокажердьев, В.В. Морские тайны и трагедии Севера, 1939-1945 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2015. - 266 с.
отделение «Ингосстраха», работающее с зарубежными судовладельца ми. И тут полуофициально мне сообщают, что да, действительно на днях прибудет спасатель «Стефанитурм», чтобы выгрузить советскую часть золота, которое затонуло на «Эдинбурге». О деталях никто не осведом лен. Но по знакомству мне подсказывают, что уж е составлен поимен ный и очень короткий список лиц, которых предполагается пропустить на борт. Список с минуты на минуту отправляется на утверждение в Москву по каналам КГБ ... Шанс! Репортерский миг удачи! Никогда я еще не бегал так быстро, как в этот раз с улицы Володар ского, из «Ингосстраха», на площадь Спорта, в управление пароход ства, где в подвале размещалась крохотная редакция «Арктической звезды ». Картинно распахнув дверь в кабинетик многолетнего редак тора Аси Шатовой, я с х о д у изложил суть. Ася Александровна вруби лась с пол-оборота: тут ж е продиктовала машинистке Гале текст про шения в КГБ и лично заверила его у начальника пароходства. В управлении госбезопасности (в здании на проспекте Ленина) меня встретил дежурный прапорщик. Впервые я увидел кагэбсшную военную форму —темно-синие погоны и такой ж е непривычный гемно-синий око лыш на фуражке. Вежливый прапор принял бумагу и, не вглянув на нее, сказал, что передаст по назначению. —И это все? Можно идти? —В се. Идите. Разберутся. «Контора глубокого бурения» была и конторой глубокого бю ро кратизма... Утром 8 октября 1981 года «Стефанитурм» ошвартовался у прича ла № 11 —самого почетного места в торговом порту, сразу напротив глав ной проходной. Черные «Волги», толпы прекративших работу докеров, пограничники у трапа и автоматчики у бронированного спецвагона, на рочно подогнанного в порт и внешне похожего на обычный почтовый. Наконец маленькая группка солидных людей в возрасте двинулась к трапу. Сажусь к ним на хвост. Юный пограничник недоверчиво взгля нул на почти ровесника, но человек в штатском, сверившись с пресло вутым списком (а я успел-таки вскочить на подножку последнего ваго на отходящего п о езда ), пропустил. На палубе в барокамере еще сидели три водолаза, последними спус кавшиеся на «Эдинбург». Подъем с рекордной глубины с постепенной декомпрессией занимал бы до трех суток, но сейчас давление огромной глубины имитировала барокамера. В этот момент «глубина» в ней уж е снизилась до 120 метров. Сейфом для золотого запаса служила заурядная судовая кладовка для такелажа. 431 слиток из 465-ти, находившихся на покойном крейсере. 128
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz