Сорокажердьев, В.В. Морские тайны и трагедии Севера, 1939-1945 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2015. - 266 с.

отделение «Ингосстраха», работающее с зарубежными судовладельца­ ми. И тут полуофициально мне сообщают, что да, действительно на днях прибудет спасатель «Стефанитурм», чтобы выгрузить советскую часть золота, которое затонуло на «Эдинбурге». О деталях никто не осведом ­ лен. Но по знакомству мне подсказывают, что уж е составлен поимен­ ный и очень короткий список лиц, которых предполагается пропустить на борт. Список с минуты на минуту отправляется на утверждение в Москву по каналам КГБ ... Шанс! Репортерский миг удачи! Никогда я еще не бегал так быстро, как в этот раз с улицы Володар­ ского, из «Ингосстраха», на площадь Спорта, в управление пароход­ ства, где в подвале размещалась крохотная редакция «Арктической звезды ». Картинно распахнув дверь в кабинетик многолетнего редак­ тора Аси Шатовой, я с х о д у изложил суть. Ася Александровна вруби­ лась с пол-оборота: тут ж е продиктовала машинистке Гале текст про­ шения в КГБ и лично заверила его у начальника пароходства. В управлении госбезопасности (в здании на проспекте Ленина) меня встретил дежурный прапорщик. Впервые я увидел кагэбсшную военную форму —темно-синие погоны и такой ж е непривычный гемно-синий око­ лыш на фуражке. Вежливый прапор принял бумагу и, не вглянув на нее, сказал, что передаст по назначению. —И это все? Можно идти? —В се. Идите. Разберутся. «Контора глубокого бурения» была и конторой глубокого бю ро ­ кратизма... Утром 8 октября 1981 года «Стефанитурм» ошвартовался у прича­ ла № 11 —самого почетного места в торговом порту, сразу напротив глав­ ной проходной. Черные «Волги», толпы прекративших работу докеров, пограничники у трапа и автоматчики у бронированного спецвагона, на­ рочно подогнанного в порт и внешне похожего на обычный почтовый. Наконец маленькая группка солидных людей в возрасте двинулась к трапу. Сажусь к ним на хвост. Юный пограничник недоверчиво взгля­ нул на почти ровесника, но человек в штатском, сверившись с пресло­ вутым списком (а я успел-таки вскочить на подножку последнего ваго­ на отходящего п о езда ), пропустил. На палубе в барокамере еще сидели три водолаза, последними спус­ кавшиеся на «Эдинбург». Подъем с рекордной глубины с постепенной декомпрессией занимал бы до трех суток, но сейчас давление огромной глубины имитировала барокамера. В этот момент «глубина» в ней уж е снизилась до 120 метров. Сейфом для золотого запаса служила заурядная судовая кладовка для такелажа. 431 слиток из 465-ти, находившихся на покойном крейсере. 128

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz