Сорокажердьев, В.В. Морские тайны и трагедии Севера, 1939-1945 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2015. - 266 с.

вигационное и гидроакустическое оборудование в Англии, а в ФРГ — хорошо оснащенное водолазное судно «Стефанитурм». Вмае 1981 года «Эдинбург» нашли и сняли на цветную кинопленку. Поверженный рыцарь английских военно-морских сил лежал на глубине около 250 метров на левом боку. Сверху зияла огромная пробоина —от­ крытая дверь к золоту. Увы, через нее к заветной кладовой про­ браться не удалось. Проходы оказались заваленными обломками корабля, искореженным железом, боеприпасами. Водолазы проре­ зали автогеном отверстие по соседству, со стороны топливного тан­ ка. Но и новый проход потребовал немало усилий. Судно «Стефанитурм» имело первоклассное глубоководное обо­ рудование: барокамеры, подводный колокол, подъемные механиз­ мы, видеотехнику. Водолазы работали в три смены по двое. Если бы существовала квалификация работы в подобных условиях, то она в данных условиях оценивалась бы по наивысшей шкале. На такой глубине столь сложные поисковые работы проводились впервые. День за днем продолжалась расчистка проходов от металлоло­ ма, песка, обломков. Песок отсасывали специальными компрессо­ рами. Среди разного корабельного хлама попадались снаряды, че­ репа. К 16 сентября путь к пороховому погребу, где хранились ящи­ ки с золотом, расчистили. Этот день водолазам, да и не только им, запомнился на всю жизнь. Джон Россье из Зимбабве первым под­ нял золотой слиток, долго позировал с ним перед подводной теле­ камерой. Наверху слиток передавали из рук в руки, каждый хотел его подержать, прикоснуться к истории. Это были незабываемые минуты. С того момента золотой поток со дна Баренцева моря на борт «Стефанитурма» не прекращался. Слитки отмывали от мазу­ та, нумеровали, записывали в журнал. Их регистрировали в при­ сутствии двух советских представителей. Всего подняли 431 сли­ ток. Каждый —высшей пробы (четыре девятки), оценивался по современному курсу примерно в 100 тысяч фунтов стерлингов! В начале октября ударили шторма, похолодало, люди устали. Водолазов донимала боль в ушах. 7 октября работы прервали. В чреве крейсера остались еще 34 слитка —это почти три с полови­ ной миллиона фунтов стерлингов. Счастливый Кейт Джессоп ска­ зал журналистам, что вернется за ними следующим летом. Эки­ паж «Стефанитурма» минутой молчания почтил память погибших британских моряков, опустил в море траурные венки. 126

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz