Сорокажердьев, В.В. Морские тайны и трагедии Севера, 1939-1945 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2015. - 266 с.
улера под общим командованием контр-адмирала Бонхэм-Картера покинул Кольский залив. В советской операционной зоне конвой сопровождали эсминцы Северного флота «Гремящий» и «Сокру шительный». Противник не дремал, он нацелил на конвой вновь образован ную группу «Нордмеер» из трех эсминцев, группу торпедоносцев из 26-й бомбардировочной авиаэскадры и семь подводных лодок. Участие линкора «Тирииц» и других тяжелых кораблей норвеж ского соединения откладывалось из-за нехватки топлива. На следующий день воздушная разведка фашистов обнаружи ла конвой, подводная лодка U-88 установила е ним контакт, нача ла наводить другие лодки. Рано утром 30 апреля, когда конвой пе ресек 73-й градус, эта лодка трехторпедным залпом атаковала бри танский пароход из правой колонны. Несущиеся по волнам торпе ды заметили, судно вовремя сманеврировало. Одну торпеду рас стреляли комендоры эсминца и, видимо, взрыв ее, спустя четыре минуты, командир лодки Бохман принял за попадание в судно, о чем и доложил на базу. Тем временем объектом пристального внимания другой лод ки U-436 стал вырвавшийся вперед почти на семьдесят миль от конвоя крейсер «Эдинбург», шедший без противолодочного зиг зага двадцатиузловым ходом. Чем мотивировал свои действия контр-адмирал Бонхэм-Картер, оставив конвой и доверив его за щиту эсминцам, не выполняя общепринятых в конвое противоло дочных маневров? Возможно, секретной инструкцией Адмиралтей ства, предписывавшей в одиночку совершить обратный путь. При чина: сверхважный груз на борту —несколько тонн золота, выпла ченного союзникам за военные поставки в СССР, и многочислен ные пассажиры. Благодаря высокой скорости «Эдинбург» мог благо получно завершить индивидуальный переход, избежать встреч и ото рваться от любого противника. Опыт уже имелся. Вдекабре 1941 года крейсер «Кент» доставил в Мурманск, а затем вывез обратно в Англию дипломатическую делегацию министра иностранных дел Антони Идена. «Эдинбургу» же от немецких подлодок оторваться не удалось. Штормовое море, встречный ветер не позволяли развить хорошую скорость, а снежные заряды ограничивали видимость. Несколько попыток U-436 приблизиться к крейсеру оказались неудачными, а 119
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz