Сорокажердьев, В.В. Морские тайны и трагедии Севера, 1939-1945 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2015. - 266 с.

шевского» — до берега его буксировал ледокол «И. Сталин». Мурманская, большая часть конвоя, растянулась по всей длине Кольского залива, у причалов также не было покоя от «юнкерсов». В первый день месяца в трех налетах участвовали 48 бомбарди­ ровщиков. Залив кипел от взрывов мощных бомб. Потоплен паро­ ход «Субботник», у Дровяного окончательно добит поврежденный ранее английский транспорт «Эмпайр Старлайт». В огне пожаров погибли 20 складов, лесопилка, кузница, интерклуб, здание управ­ ления порта и две столовые. Мурманчане отбивались всеми огневыми средствами. В тече­ ние дня в районе Мурманска, по сообщениям разных ведомств, сби­ то 18 самолетов. К этой цифре нужно отнестись критически, ибо в боях участвовали североморская и фронтовая авиация, ПВО города, корабельная артиллерия, горящие самолеты падали, на каждую побе­ ду претендовали и те, и другие, и третьи. Сейчас немецкие потери под­ считаны, названы даже поименно погибшие экипажи самолетов. Подсчитаны и конвойные потери. Оценивая PQ-16 в сравне­ нии с конвоями на Мальту, в британском Адмиралтействе посчи­ тали его проводку успешной. На дно ушло 43205 тонн, в том числе 147 танков, 77 самолетов и 770 автомобилей. Доставлены к совет­ ским причалам 321 танк, 124 самолета, 2507 автомашин и масса других грузов. Это была весомая добавка нашему фронту в начале лета тяжелейшего 1942 года. 1991 8 ' 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz