Сорокажердьев, В.В. Морские тайны и трагедии Севера, 1939-1945 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2015. - 266 с.

иностранных дел В. М. Молотова, правой руки Сталина. Поэтому Черчилль настоял на отправке PQ-16. Шестнадцатый караван стал самым крупным с начала аркти­ ческой эпопеи, насчитывал 35 судов, из них пять советских — теплоход «Старый большевик» (капитан И. И. Афанасьев), паро­ ходы «Аркос» (И. В. Пиир), «Революционер» (Ф. Д. Панфилов), «Чернышевский» (Е. Ш. Гогетидзе) и «Щорс» (А. Т. Кудлай). За границей их вооружили орудиями и пулеметами, могли постоять за себя при встрече с фашистскими самолетами. Охранение также являлось рекордным, в эскорте и в отдалении имелись корабли всех классов, от тральщика до линкора, даже подводные лодки. Конвой вышел из Рейкьявика в ночь на 21 мая, а 25 числа в небе появились «долгоиграющие» дальние разведчики ВФ-138 и ВФ-200. Они кружили в отдалении, наводили на район субмари­ ны и авиацию. Через несколько часов мир раскололся от рева мо­ торов, взрывов, орудийной и зенитной стрельбы —транспорты за­ хлестнула волна вражеских самолетов. Британский транспорт «Эм- пайр Лауренце», имевший катапульту, выпустил «харрикейн», ко­ торый повредил несколько торпедоносцев, один вскоре упал в море. Погиб и «харрикейн», случайно сбитый огнем эскорта, раненого отважного летчика А. Хэя спасли моряки траулера. Торпедоносцев сменили бомбардировщики Ю-88. Они повре­ дили американский транспорт «Карлтон». Руководство конвоя порекомендовало экипажу покинуть судно, чтобы добить его, не оставлять посреди океана, но капитан Хансен отказался. Тогда один из траулеров стал буксировать пароход и благополучно привел к берегам Исландии. «Карлтон» отремонтировали, включили в сле­ дующий конвой PQ-17. Но американцы так и не увидели российс­ ких портов, испытали морскую купель в Баренцевом море, длитель­ ное скитание на шлюпке, немецкий плен... Четыре бомбы упали вблизи парохода «Чернышевский». Он уцелел, но нервы людей, впервые попавших в такую переделку, были на пределе. Еще при первой атаке «хейнкелей», по воспоми­ наниям очевидцев, в судно метили несколько торпед, и движение каждой отмечалось возгласами: «Все!.. Хана!». Кое-кто из экипа­ жа готовился с вещами покинуть судно. Благодаря опыту и хлад­ нокровию капитана Элизбара Гогетидзе судно удачно маневриро­ вало, все торпеды прошли мимо. Пораженческий пыл охладил лей­ 111

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz