Сорокажердьев, В. В. Кольский острог - город Кола : страницы истории / Владимир Сорокажердьев. - Изд. 3-е, доп. - Мурманск : Опимах, 2016. - 169, [2] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс., генеал. табл.
4-------КОЛЬСКИЙ ОСТРОГ - ГОРОД КОЛА---------с —Ну да ладно, стану я сказывать теперь тебе про мастера, что строил собор-от наш: мастер этот был не из наших, построил он много церквей на Поморью-то; затем и нашу. И вот в Нюхче уви дишь похожую, в Колежме —только раз в пять меньше те будут. Церкви он строил почесть что задаром, говорил: меня-де только без денег до мой не пущайте, я-де Богу работаю, мзды боль шой не приемлю. Так построил он в Шунге цер ковь; позвали к нам в Колу, согласился, пришел и к нам и у нас работал, и у нас соорудил цер ковь, вывел ее значит до глав. Довел до глав и идет к старосте: —Я, —говорит, — главы буду выводить два месяца, когда весь ваш народ, —говорит, — с промыслов домой придет, тогда де и кре сты поставим. —Да не долго ли ,— говорит староста-то, — святой человек, чай и скорей можно! —Нет, - говорит, — скорей нельзя. — Ну-де как зна ешь! —Я, —говорит, — не с тем сказал-то и пришел к тебе. Ты, — говорит, —надо мной не ломайся, потому как я мастер и для Бога ра ботаю, а не для ваших бород. У меня-де и своя таковая-то есть. Подивился тут староста-то, подивился, ни с чего-де человек в сердце вошел, а он и сказывает: —Ты, — говорит, —на всю ту пору мне по кубку вина утром, в полдень и вечером клади: без того-де и работать не станем. Староста стал торговаться с ним: на двух куб ках порешили, чтобы поутру-де не пить. Так он тяпал да тяпал и главы стяпал, и народ с промыс лов стал собираться. Опять пришел мастер к ста росте, опять сказывает: —Не надо, —говорит, —мне вина твоего, а через неделю повести народ, чтобы собрался — середний крест ставить стану, так чтобы при всех это дело было. Я, —говорит, —так и батю- шек-попов повестил. —Ладно, —сказывают, —будет по твоему. Осталось три дня, церковь готова и крест у церкви прислонен стоит: бери, значит, да и ставь. —Не пора ли-де? —Опрашивают. —Нет, —говорит, —сказал в воскресенье, так — так и будет. Глядят: сидит ма стер на горе против собора, плачет, утром сидит, в полдень си дит, вечером сидит и все плачет... Обедать зовут — ругается, спать зовут - пинает ся, а сам все на собор- от на свой смотрит, и все плачет. Сидит он эдак-то и на другой день и другую ночь, и плачет уж — всхли пывает. Ребятенки со брались, смеются над ним —не трогает, не гоняет. В субботу только к вечерне схо дил и опять сел на гору и просидел всю ночь. В воскресенье после обедни только вина попросил, да хлеба с солью на за куску. Народ собрал ся весь, и стар и мал и удал; лопари, слышь, наехали из самых дальних погостов. Все его ждут. Приходит хмурой такой, не радостной и хоть бы те, слышь, капля слезинки. Ждут, что будет. Молебен отпели, староста с шапкой мас тера обошел народ: накидали денег много в его, мастерову значит, пользу по обычаям. Полез он с крестом на веревке, уладил его, повозился там, стал у подножия-то —кланяется. Народ ухнул, закричал ему: «Бог тебе в помощь. Божья, мол, над тобой милость святая!» Все как быть надо. Вид Воскресенского собора с юго-запада (перспектива архитектора П. Н. Максимова, 1931 гг.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz