Сорокажердьев, В. В. Кольский острог - город Кола : страницы истории / Владимир Сорокажердьев. - Изд. 3-е, доп. - Мурманск : Опимах, 2016. - 169, [2] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс., генеал. табл.

ССЫЛЬНАЯ КОЛА Б I f И' I f III ЕСБАІ f спокон веков неугодных правитель­ ству людей ссылали в отдаленные глу­ хие места, на окраину Русского госу­ дарства. Ссылка на Кольский полуос­ тров началась в середине XVII века, сначала в Кандалакшу, затем —в Колу. В 1653 году по инициативе правительства патриарх Никон начал церковные реформы, направлен­ ные на сближение с южнославянскими страна­ ми - исправление книг по греческим образцам, введение поясных поклонов вместо земных, креститься следовало не дву­ мя перстами, а тремя, имя Христа писать не «Исус», а «Иисус». Часть духовенства, ревнители древнего благоче­ стия, враждебно встретила реформы, особенно на Севе­ ре, в церкви возник раскол. На раскольников начались гонения — физическая рас­ права, ссылки. Наиболее рья­ ных и опасных деятелей ссы­ лали в Пустозерский и Коль­ ский остроги, где имелись воинские гарнизоны. Первым из староверов в Колу на поселение зимой 1667 года был сослан «подъя­ чий денежного стола» из го­ рода Свияжска на Волге Иван Матвеевич Красулин. Чело­ век обеспеченный и образо­ ванный, ехал на Север под стражей на пяти подводах со всей семьей, с домашним скарбом, одеждой, книгами, продуктами и про­ чим. Сведений о житье-бытье в Коле его не со­ хранились. Через несколько лет по маршруту Красулина проследовала группа московских стрельцов из полка Юрия Лутохина, хранителей Петр Оссовский. Фрагмент триптиха «Протопоп Аввакум» старой веры. Новопоселенцы стали служить в кольском стрелецком полку. Из выдающихся деятелей того времени, про­ тивников Никона, был протопоп Аввакум, имев­ ший немало последователей, казненный в Пус- тозерске. Проходили казни и в Коле. В конце 1683 года под следствием оказалась колянка Мавра Григорьева, из ссыльнопоселенцев, жена сбежавшего из-под стражи раскольника Марты­ на Васильева. Привлечена по доносу: мол, не ходит в церковь. На допросах выяснилось, что Мавра считала своим духовным учителем вождя раскольников Аввакума, была знакома с ним в девичестве, священником родного села, от своих старооб­ рядческих убеждений не отка­ зывалась, заявляя «ныне церк­ ви нет». Ее жестоко пытали, трижды подвешивали на крюк, били ременным кнутом по ого­ ленной спине. До нас дошли ее последние слова, записанные в протоколе: «И она де, Маврут- ка, по их отцов духовных веле­ нью, преисполнена решимости держаться старины, тепереш­ ней церкви Божией не повину­ ется, хотя де ныне и смертью казнят, она де к тому готова!». Воевода Зот Полозов пригово­ рил мужественную женщину за богохульные речи к смерти че­ рез огонь. Мавра была сожже­ на в Коле на костре прилюдно 29 января 1684 года. В эпоху Петра I в 1690-1698 годах в Коле жил бывший курский воевода, видный военачальник Леонтий Романович Неплюев, сосланный за уча­ стие в заговоре царевны Софьи. Он имел дом, четверых слуг, промысловые суда и станы на по­ 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz