Сорокажердьев, В. В. Кольский острог - город Кола : страницы истории / Владимир Сорокажердьев. - Изд. 3-е, доп. - Мурманск : Опимах, 2016. - 169, [2] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс., генеал. табл.
ССЫЛЬНАЯ КОЛА Б I f И' I f III ЕСБАІ f спокон веков неугодных правитель ству людей ссылали в отдаленные глу хие места, на окраину Русского госу дарства. Ссылка на Кольский полуос тров началась в середине XVII века, сначала в Кандалакшу, затем —в Колу. В 1653 году по инициативе правительства патриарх Никон начал церковные реформы, направлен ные на сближение с южнославянскими страна ми - исправление книг по греческим образцам, введение поясных поклонов вместо земных, креститься следовало не дву мя перстами, а тремя, имя Христа писать не «Исус», а «Иисус». Часть духовенства, ревнители древнего благоче стия, враждебно встретила реформы, особенно на Севе ре, в церкви возник раскол. На раскольников начались гонения — физическая рас права, ссылки. Наиболее рья ных и опасных деятелей ссы лали в Пустозерский и Коль ский остроги, где имелись воинские гарнизоны. Первым из староверов в Колу на поселение зимой 1667 года был сослан «подъя чий денежного стола» из го рода Свияжска на Волге Иван Матвеевич Красулин. Чело век обеспеченный и образо ванный, ехал на Север под стражей на пяти подводах со всей семьей, с домашним скарбом, одеждой, книгами, продуктами и про чим. Сведений о житье-бытье в Коле его не со хранились. Через несколько лет по маршруту Красулина проследовала группа московских стрельцов из полка Юрия Лутохина, хранителей Петр Оссовский. Фрагмент триптиха «Протопоп Аввакум» старой веры. Новопоселенцы стали служить в кольском стрелецком полку. Из выдающихся деятелей того времени, про тивников Никона, был протопоп Аввакум, имев ший немало последователей, казненный в Пус- тозерске. Проходили казни и в Коле. В конце 1683 года под следствием оказалась колянка Мавра Григорьева, из ссыльнопоселенцев, жена сбежавшего из-под стражи раскольника Марты на Васильева. Привлечена по доносу: мол, не ходит в церковь. На допросах выяснилось, что Мавра считала своим духовным учителем вождя раскольников Аввакума, была знакома с ним в девичестве, священником родного села, от своих старооб рядческих убеждений не отка зывалась, заявляя «ныне церк ви нет». Ее жестоко пытали, трижды подвешивали на крюк, били ременным кнутом по ого ленной спине. До нас дошли ее последние слова, записанные в протоколе: «И она де, Маврут- ка, по их отцов духовных веле нью, преисполнена решимости держаться старины, тепереш ней церкви Божией не повину ется, хотя де ныне и смертью казнят, она де к тому готова!». Воевода Зот Полозов пригово рил мужественную женщину за богохульные речи к смерти че рез огонь. Мавра была сожже на в Коле на костре прилюдно 29 января 1684 года. В эпоху Петра I в 1690-1698 годах в Коле жил бывший курский воевода, видный военачальник Леонтий Романович Неплюев, сосланный за уча стие в заговоре царевны Софьи. Он имел дом, четверых слуг, промысловые суда и станы на по 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz