Сорокажердьев, В. В. Кольский острог - город Кола : страницы истории / Владимир Сорокажердьев. - Изд. 3-е, доп. - Мурманск : Опимах, 2016. - 169, [2] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс., генеал. табл.
КОЛЬСКО-НСТСНГСКІПІ МОНАСТЫРЬ середине XVI века в Коле существо вал Троицкий монастырь, заложен ный преподобным Феодоритом. Из- за разлада братии с духовником про существовал он недолго, распался, часть монахов ушла на реку Печенгу, к старцу Трифону. На его месте, на острове в устье реки Колы, в 1580/1581 году появился Петровский (Петропавловский) монастырь, «во имя апосто лов Петра и Павла». С той поры до советского времени остров звался Монастырским. Строите лем и первым игуменом был Сергий, в миру Се мен Вянзин, один из первых русских первожите лей Колы, упомянутый голландцем Салингеном в «Записках о Лопии». С годами монастырь раз росся, окреп, имел немалое хозяйство, в начале XVII века в нем находились Успенская и Петро павловская церкви, колокольня, скотный двор, амбары, погреба, мельница на Варламовом ручье. Монастырю принадлежали сенокосы, промысло вые угодья в Кольском заливе, на реках и озерах. После разгрома шведским отрядом Троицко го Печенгского монастыря зимой 1589/1590 года оставшиеся в живых монахи и трудники пересе лились в Кольский острог, где расположились на собственном дворе рядом с Благовещенской цер ковью. В 1605-1606 году Петровский монастырь ликвидировался, имущество согласно царской грамоте перешло печенгским погорельцам. Обра зовался Кольско-Печенгский монастырь, имев ший хозяйственные постройки и на острове, и на нижнем посаде Кольского острога. По переписи 1608 года в монастыре было 53 монаха, 61 труд- ник и 150 наемных работника. В 1619 году монастырь сильно пострадал от пожара, но вскоре отстроился на деньги, занятые у голландских купцов. Была восстановлена Пет ропавловская церковь заново построены амба ры, 5 жилых келий, одна келья предназначалась для больных. Население восстановленного мона стыря составляло около двухсот человек. В се редине XVII века на территории монастыря сто яли две церкви —Живоначальной Троицы, пя тиглавая, и Успения Богородицы с колокольней «без верха» с семью колоколами. Имелись две церкви на стороне: Сретения Господня на реке Печенге, где покоились мощи святого Трифона, и церковь святых благоверных князей Бориса и Глеба на Паз-реке, в обновленном виде сохранив шаяся до сих пор. Красный петух клевал Кольско-Печенгский монастырь, да и саму Колу, и в позднее время, пожары случились в 1693, 1727, 1756 годах. В огне гибли церкви, архивы, дома, амбары. При чем, в последнем пожаре угасло последнее цер ковное строение. Средств для постройки нового храма у монастыря уже не было, собирали «хри- столюбченское подаяние», руководил сбором крестьянин Сисой Буланов. На народные день ги на Монастырском острове в 1757 году появи лась скромная Троицкая церковь, пережившая английское нападение 1854 года, но павшая от рук безбожников в тридцатые годы XX века. В XVII веке в пору расцвета Кольско-Печенг ский монастырь расширял свои владения, являл ся владельцем ряда лопарских погостов и их про мысловых угодий на севере и западе Кольского полуострова, приобретал новые угодья по всему Кольскому уезду, сдавал в аренду солеварни, мельницы, заборы на реках, давал ссуды под за лог промыслов. Некоторые сделки купли-прода жи или аренды становились предметом много численных конфликтов и судебных разбира тельств между монахами и лопарями. Бывали споры и с государевыми слугами —воеводами. При Петре I монастырь в Коле передали в ве дение Холмогорского архирейского дома, а в 1764 году упразднили по Закону о секуляризации цер- 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz