Сорокажердьев, В. В. Кольский острог - город Кола : страницы истории / Владимир Сорокажердьев. - Изд. 3-е, доп. - Мурманск : Опимах, 2016. - 169, [2] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс., генеал. табл.

ИНОСТРАНЦЫ В КОЛС ТОГТОЕЫС СБЯіИ 1553 году в устье Северной Двины бросил якорь первый английский • торговый корабль купца Ричарда Ченслера «Эдуард - Благое Пред­ приятие» из флотилии адмирала Хью Уиллоуби, а через два года сюда пришли уже четыре судна с товарами. Сам адмирал с экипажами двух кораблей погиб во время зимов­ ки в районе устья реки Варзи- ны на Мурманском побережье. В 5 0 -60 -е годы XVI века оживленную торговлю на Мур- мане вели голландцы. Сначала с товарами они ходили в Вардехуз и Кегор (полуостров Рыбачий), в Печенгский монастырь, а в 1565 году появились в Кольском заливе. Таким образом, две морс­ кие державы, два торговых конку­ рента в середине XVI века поде­ лили северный русский рынок между собой. Об этом мы узнаем из записок английских морепла­ вателей и голландского купца и дипломата Симона ван Салинге- на Его записки «О Лопии» и карта Севера содер­ жат ценнейшие географические и исторические сведения о нашем крае. Впервые Салинген посетил Печенгу и Колу в 1566 году. Со слов очевидцев он подробно опи­ сал трагические события, случившиеся за год до его появления на Севере с представителем Ан­ тверпенской торговой компании Филиппом Винтерконигом. Винтеркониг, сдав груз в Вардехузе (Варде), закупил в Печенге семгу, меха, ворвань и отпра­ вил судно в Нидерланды. А сам зафрахтовал ло- дью с 13 русскими работниками и с оставшимся товаром компании (вино, ткани) отплыл в Белое море. В пути он пережидал шторм в Териберской бухте. Здесь ночью на него напали морские раз­ бойники. В схватке погибли четверо голландцев вместе с Винтерконигом и весь русский экипаж. Антверпенская компания, не зная о гибели ее представителя, п ла на Север еще два корабля, ко­ торые в том же 1565 году пришли в Монкефьорд (Монашеский фьорд), так голландцы называли Печенгу. Один корабль монахи отправили обратно в Антверпен с известием о случившемся, а другой корабль купцов Корнелия де Майера Симонсена и Емина Ниландса с печенгским штурма­ ном ушел зимовать в Мальмус - голландское название Колы. Са­ линген писал: «Когда корабль пришел в Мальмус, там было не более трех домов, в которых жили: один известный в ту пору под именем Семена Вянзина, но теперь, так как стал монахом, он зовется Сергием Вянзиным и он же строи­ тель монастыря Петра и Павла в Мальмусе и проч., и Фила Ус и самый старший из Мокроу­ са, и проч., и все они убежали в лес, как толь­ ко увидали судно». Бегство жителей можно объяснить трагедией в Териберской губе — убийством 17 человек, и страхом перед «каянс- кими немцами», то есть жителями соседних се­ верных стран, совершившими, по мнению колян, это преступление. В документе поименно пере­ числены кольские дворовладельцы —это Семен Вянзин, Фил Ус и Мокроус, люди известные Английский адмирал X. Уиллоуби 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz