Сорокажердьев, В. В. Кольский острог - город Кола : страницы истории / Владимир Сорокажердьев. - Изд. 3-е, доп. - Мурманск : Опимах, 2016. - 169, [2] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс., генеал. табл.
» НИКОЛАЙ ОЗЕРЕЦКОВСКИЙ » шивают к своим кушам самоеды, а только наза ди бывает с воротником. На шитье употребля ют оденьи жилы, которыя получают из высу шенных оленьих ног, разделяя их на волокна; волокна сии ссучивают вместе, прижимая их беспрестанно к своим щекам, отчего щеки в то время бывают у них весьма красны. Оленины служат постелями во всей тамошней стране; оне же выделываются и на летнее лопарское платье. Посредством моченья выводят из них волосы; голыя кожи кладут в дуб из березовой и ольховой коры составленный, в котором по лучают оне крепость и прочность; потом идут в дело на обувь, на платье, на наволочки к пе ринам и проч. Сами лопари на перинах не спят, а наволочки свои продают приезжим или про менивают на нужныя им вещи, а часто и про пивают, в чем находят великое удовольствие. На выделанных кожах проводят красныя чер ты разных видов соком ольховой коры, кото рую жуют во рту и горькую слюну выплевыва ют в судно, где прибавя к ней воды, употреб ляют ее на крашенье, которое часто произво дят пальцами. Для езды в гости сбрую на оленей держат унизанную бисером и ушитую маленькими лоскутками разных цветных сукон. Обувь свою или кеньги по сторонам также унизывают би сером; ноги обвертывают сукном, которое плотно и гладко увивают шерстяными краше ными оборами или поясами. Когда же к лопа рю приедет гость или знакомой из колян, то женщины и мущины тотчас складывают на своем языке песню, в которой гостя много раз называют по имени, описывают его рост, вид и убор с головы до ног, и поют из всей силы, при бавляя к речам оооо, и притопывая ногами, так что от крику осипают. Вежи или шалаши, в которых лопари живут, делаются из жердей, на которыя накладывают прутья и сплетшиеся корни; сверху же устила ют дерном, которой летом бывает зелен, осенью блекл, а зимою покрыт снегом. Огонь держат посредине вежи, у которой наверху для дыму оставляется отверстие. В веже имеют так назы ваемое чистое место, где стоит образ и ушат воды. К сему месту не все подходят, а прикаса ются только избранные. В одной веже живут по две и по три семьи. Близ озера Имандры есть ныне у некоторых лопарей и деревянныя избы. По каменным горам Лапландии, на самой поверхности их, в разных местах примечаются небольшие листочки слюды, которую в давныя времена добывали около деревни Керети, при надлежащей ныне к Кольской округе; в новей шие ж годы ломали оную в вершинах реки Кеми, впадающей в Белое море, верстах в 60 от города Кеми, при карельском селении Маслина называемом. Оба оныя места лежат в Карелии близ Белого моря. Каменныя горы, в которых слюда находится, простираются к морю от Оло нецких гор, состоящих из сливнаго роговаго камня. Когда Соловецкая обитель имела во вла сти своей керетских жителей, то заставляла их для своей прибыли пространнее выламывать камень и выливать из ям воду, чтобы слюду по лучать крупными листами, которые величи ною бывали больше аршина, и отличались как чистотою, так и прозрачностию. Ныне ж добы вают оную частные промышленники из мелких углублений для избежания воды, которую бы из глубоких ям выливать надлежало, и отсе кают от слоев небольшие листы, которые ма лую имеют цену. Судя по признакам слюды, с основанием заключать можно, что Лапландские горы много ее содержат. 1796
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz