Сорокажердьев, В. В. Кольский острог - город Кола : страницы истории / Владимир Сорокажердьев. - Изд. 3-е, доп. - Мурманск : Опимах, 2016. - 169, [2] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс., генеал. табл.

чі----КОЛЬСКИЙ ОСТРОГ - ГОРОД КОЛА-----с В день приемки на мост пустили танки, одновременно прошли шесть Т -3 4 Затем на сваи устанавливались бетон­ ные блоки-опоры шириной более 12 м и толщиной до 5 м, с двумя крыльями для удержания насыпей. Бетонирование производилось с подогревом. Была еще проблема. Как измерить, как точно забетонировать закладные ме­ таллические опорные части, чтобы фер­ ма пролета более 160 м точно легла на эти опоры? Веревками и тросами изме­ рить это расстояние не удавалось. Река не замерзала, а быстрое течение (до 15 м/сек) сносило понтоны. Из Военно-ин­ женерной академии прислали геодези­ стов и те с помощью новейших теодо­ литов выдали на опалубку места заклад­ ки опорных частей с точностью до мил­ лиметра. Насыпи длиной 200 м и 90 м со­ оружали из валунов. Их извлекали из под снега на окрестных сопках и спус­ кали вниз по деревянным желобам, грохот стоял как при артиллерийской стрельбе. Ферму моста изготовили на Ново­ кузнецком комбинате, в Колу достави­ ли в разобранном виде. Собирали на правом берегу Туломы на специально подготовленной площадке работники Мончегорского монтажного управления, в основ­ ном женщины. На сборных узлах они поставили 33 тысячи заклепок! Надвижку фермы весом 650 т и длиной 162,5 м из низколегированной стали, на специальных железнодорожных тележках, вы­ полняли саперы. Делалось это так. Примерно треть выдвинутой фермы концом крепилась на морской барже, своего рода передвижной опоре. Потом при высокой воде баржа с пролетным строением переместилась в сторону противопо­ ложного берега, пока концы пролетного строения не оказались над опорами. При отливе баржа опу­ стилась вместе с фермой моста. Край фермы сна­ чала лег на гидравлические домкраты, затем в проектное положение. Чтобы затребовать эту баржу у моряков гражданского флота пришлось маршалу инженерных войск М. П. Воробьеву пи­ сать письмо лично Сталину. Доски для настила моста с трудом добыли в Архангельске, из тамош­ них экспортных запасов. В августе 1952 года мост через Тулому пост­ роили. Сдать государственной приемной комис­ сии его нужно было под расчетной нагрузкой, равной 180 тонн. Как создать эту нагрузку? Стро­ ители предлагали пустить на мост 35 самосвалов с песком. В наличии имелось только 15 машин. Проблему решила случайная встреча с Геро­ ем Советского Союза А. П. Панфиловым, назна­ ченным заместителем командующего Северным военным округом по механизированным войс­ кам. Знаменитый танкист заинтересовался ново­ стройкой: выдержит ли она прохождение броне­ техники? В день приемки на мост пустили тан­ ки, одновременно прошли шесть Т-34. Новый мост через Тулому имел в то время рекордный в Европе пролет среди мостов такой системы. Министерству обороны СССР было предложено выдвинуть авторов проекта и стро­ ителей на Сталинскую премию. Военные не по­ желали афишировать стройку в пограничной зоне с использованием инженерных войск. Та­ лантливого военного инженера Герасима Ильи­ ча Майбороду и еще несколько человек скромно поощрили. 142

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz