Сорокажердьев, В. В. Кольский острог - город Кола : страницы истории / Владимир Сорокажердьев. - Изд. 3-е, доп. - Мурманск : Опимах, 2016. - 169, [2] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс., генеал. табл.
чі----КОЛЬСКИЙ ОСТРОГ - ГОРОД КОЛА-----с В день приемки на мост пустили танки, одновременно прошли шесть Т -3 4 Затем на сваи устанавливались бетон ные блоки-опоры шириной более 12 м и толщиной до 5 м, с двумя крыльями для удержания насыпей. Бетонирование производилось с подогревом. Была еще проблема. Как измерить, как точно забетонировать закладные ме таллические опорные части, чтобы фер ма пролета более 160 м точно легла на эти опоры? Веревками и тросами изме рить это расстояние не удавалось. Река не замерзала, а быстрое течение (до 15 м/сек) сносило понтоны. Из Военно-ин женерной академии прислали геодези стов и те с помощью новейших теодо литов выдали на опалубку места заклад ки опорных частей с точностью до мил лиметра. Насыпи длиной 200 м и 90 м со оружали из валунов. Их извлекали из под снега на окрестных сопках и спус кали вниз по деревянным желобам, грохот стоял как при артиллерийской стрельбе. Ферму моста изготовили на Ново кузнецком комбинате, в Колу достави ли в разобранном виде. Собирали на правом берегу Туломы на специально подготовленной площадке работники Мончегорского монтажного управления, в основ ном женщины. На сборных узлах они поставили 33 тысячи заклепок! Надвижку фермы весом 650 т и длиной 162,5 м из низколегированной стали, на специальных железнодорожных тележках, вы полняли саперы. Делалось это так. Примерно треть выдвинутой фермы концом крепилась на морской барже, своего рода передвижной опоре. Потом при высокой воде баржа с пролетным строением переместилась в сторону противопо ложного берега, пока концы пролетного строения не оказались над опорами. При отливе баржа опу стилась вместе с фермой моста. Край фермы сна чала лег на гидравлические домкраты, затем в проектное положение. Чтобы затребовать эту баржу у моряков гражданского флота пришлось маршалу инженерных войск М. П. Воробьеву пи сать письмо лично Сталину. Доски для настила моста с трудом добыли в Архангельске, из тамош них экспортных запасов. В августе 1952 года мост через Тулому пост роили. Сдать государственной приемной комис сии его нужно было под расчетной нагрузкой, равной 180 тонн. Как создать эту нагрузку? Стро ители предлагали пустить на мост 35 самосвалов с песком. В наличии имелось только 15 машин. Проблему решила случайная встреча с Геро ем Советского Союза А. П. Панфиловым, назна ченным заместителем командующего Северным военным округом по механизированным войс кам. Знаменитый танкист заинтересовался ново стройкой: выдержит ли она прохождение броне техники? В день приемки на мост пустили тан ки, одновременно прошли шесть Т-34. Новый мост через Тулому имел в то время рекордный в Европе пролет среди мостов такой системы. Министерству обороны СССР было предложено выдвинуть авторов проекта и стро ителей на Сталинскую премию. Военные не по желали афишировать стройку в пограничной зоне с использованием инженерных войск. Та лантливого военного инженера Герасима Ильи ча Майбороду и еще несколько человек скромно поощрили. 142
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz