Сорокажердьев, В. В. Кольский острог - город Кола : страницы истории / Владимир Сорокажердьев. - Изд. 3-е, доп. - Мурманск : Опимах, 2016. - 169, [2] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс., генеал. табл.
■н----КОЛЬСКИЙ ОСТРОГ - ГОРОД КОЛА-----* неров-фортификаторов Е.А. Иванова и Я.С. Криксунова, позднее написавших интересные воспоминания. Они уже имели опыт строитель ства ЮО-метрового моста через бурную реку Шую в Карелии. Инженерный полк в Коле раз местили кое-как. Часть поселили в пожарном депо, часть людей жила в палатках, а руководя щий состав распределили по домам колян. Стройку начали в разгар полярной ночи, в ян варе 1952 года, температура иногда падала до 20- 25 градусов ниже нуля. Трудностей хватало. Ку раторы вспоминали: «В любом, а тем более крупном строительстве существует строгая ис полнительная последовательность с использо ванием соответствующих специалистов. При этом сначала разрабатываются проект самого объекта и проект производства работ по его возведению, затем заказываются необходимые строительные материалы и оборудование, и только после этого решается вопрос о сроках. Возведение же „сталинского моста” происхо дило с нарушением последовательности каждо го этапа строительства. Не было проекта ни объекта в целом, ни береговых опор в частно сти, тем более что и время возведения моста было задано без проекта производства работ. А без проектной документации нельзя было сво евременно заказать все необходимые строи тельные материалы и оборудование. К тому же для руководителей и кураторов стройки постав ленная задача не совмещалась с их основной специальностью». Геологическая структура берегов Туломы от личалась. На правом берегу преобладал крупно зернистый песок с мелкой галькой на глубину бо лее 10 м, а на другом такой грунт простирался на 2,5-3 м, далее шла скала. Береговые опоры соору жались в два этапа. Сначала от поверхности ф ун та до материковых пород забивали железобетон ные и деревянные сваи. Причем, из-за сложнос ти грунта забивали не обычным способом, а по совету консультантов — «с подмывом», с помо щью центробежных насосов. Эти насосы при шлось искать по всему Кольскому полуострову. Монтажные работы по строительству моста через реку Тулома, 1952 г. 140
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz