Сорокажердьев, В. В. Кольский острог - город Кола : страницы истории / Владимир Сорокажердьев. - Изд. 3-е, доп. - Мурманск : Опимах, 2016. - 169, [2] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс., генеал. табл.
НОВЫЕ ВРЕМЕНА Ученики Кольской начальной школы на уроке русского языка, 1928 г. Поселок Кола по существу являлся приго родом областного центра, связанный автобус ным сообщением и железной дорогой. В выход ные дни коляне ездили в областной центр за покупками, в театр или музей. Да и в самой Коле появились новые магазины, в том числе книжный, открылась библиотека, в клубе кру тили кино. В январе 1940 года на сессии районного сове та депутатов трудящихся новым председателем исполкома избрали Ивана Яковлевича Лаптева. Тот год был фронтовым, шла Советско-финлян дская война. Она коснулась и Кольского райо на. 14 января противник атаковал пограничную заставу № 6 — «Погост Сангальский». Погибли четыре офицера, в том числе начальник заставы лейтенант Павлов, и двое ря довых. Их похоронили под гул прощального салюта. Вскоре объявили мир, но впе реди ждали новые испытания. В Великую Отечествен ную войну Кола играла роль важной станции Кировской железной дороги и перевалоч ной базы через Кольский за лив. Для переброски войск и техники здесь наводилась понтонная переправа. Мур манский порт, куда приходи ли союзные конвои, нещадно бомбила немецкая авиация, бомбы падали и на Колу, на ее мосты. С 1940 года в Коле дисло цировался 33-й отдельный зе нитный артиллерийский ди- Паромная переправа через Кольский залив в годы Великой Отечественной войны 125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz