Сорокажердьев, В. В. Кольский острог - город Кола : страницы истории / Владимир Сорокажердьев. - Изд. 3-е, доп. - Мурманск : Опимах, 2016. - 169, [2] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс., генеал. табл.
НОВЫЕ ВРЕМЕНА * лефон. В 1928 году Кольскую начальную школу преобразовали в семилетку, в 1937 году стала средней, накануне войны состоялся первый вы пуск. Аттестаты получили 17 человек. В 1941 году школу окончили 28 юношей и девушек, полови на ушла на фронт Жители Колы работали на предприятиях Мурманска, на железной дороге, на лесозаготов ках, часть населения занималась промыслами. Промышляли артелями на озерах, реках, в зали ве. Рыбу сдавали в сельский кооператив или в Торгово-потребительское общество на станции, пушнину —в Карельский госторг, имеющий в Коле агентство. Там же получали или покупали продукты и промышленные товары. Можно было взять кредит. На станции существовал опытный агрономический участок, где выращи вались картофель и капуста. 2 апреля 1930 года некоторые коляне объе динились в рыболовецкий колхоз под романти ческим названием «Пробуждение», позднее пе реименованный в колхоз имени Третьей пяти летки. За счет кредита купили мотобот, на ко тором команда из 8 человек, возглавляемая Яко вом Немчиновым, успешно промышляла сельдь в Мотовском заливе. Другие бригады ловили семгу и треску вбли зи Колы. По примеру колян рыболовецкие и оле неводческие колхозы появились в Минькино («Ударник»), в Пейвеярви («Тулома»), близ станции Пулозеро («Красное Пулозеро»), на ху торах по реке Туломе — «Восмус», «Юркино», «Ниванкюль», «Лутто». По соседству с Колой возникли также два совхоза — звероводческий «Кольский» и животноводческий «Арктика». Коллективизация помогала людям выживать в нелегких природных условиях Севера. В 1928 году появилось электричество. Хотя маломощный двигатель на керосине работал в определенные часы, для жителей старинной Колы это было праздником, как и «заговорив шее» в домах радио, а в клубе заработавшая ки ноустановка. Через несколько лет пришел «большой» свет. В 1934 году построена грунтовая дорога Мур манск — Кола, а в живописном месте выше по реке Туломе на порожистом участке в районе ху тора Мурмаши началось строительство Туломс- кой ГЭС. Через Колу от Мурманской ТЭЦ к ме сту стройки протянули линию электропереда чи, построили автогу жевую дорогу, парал лельно — железнодо рожную ветку. Появил ся новый поселок энер гетиков —Мурмаши. К 1937 году все объекты (плотина, посе лок, дорога) были пост роены руками заклю ченных Беллага нарко мата внутренних дел, до этого прорубивших в карельских скалах Бе- ломорско-Балтийский канал имени И. В. Ста лина. В Мурмашах ра ботали тысячи подне вольных людей — не только уголовники, но и репрессированные за житочные крестьяне Агитационная бригада «живой» газеты «Паровоз» на станции Кола, 1924 г. В нижнем ряду крайний слева — заведующий клубом железнодорожников в Мур манске В. П. Гудков (1899-1942), позднее создавший народный ансамбль «Кантеле» в Петрозаводске. Из фондов Мурманского областного краеведческого музея 123
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz