Сорокажердьев, В. В. Кольский острог - город Кола : страницы истории / Владимир Сорокажердьев. - Изд. 3-е, доп. - Мурманск : Опимах, 2016. - 169, [2] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс., генеал. табл.
ч*----- КОЛЬСКИЙ ОСТРОГ - ГОРОД КОЛА — с госта, то должен послать терскую дань назад, к Варзу- ге-реке, а сам ехать в Лово- зеро, в Колу...». В грамотах-инструкциях Василия III несколько раз на зываются Кольский залив и лопарский погост «Моно масс», то есть Муномаш, на селенный кильдинскими ло парями. По всей видимости, Муномашский погост тогда располагался на территории нынешней Колы, как посто янное поселение. На основа нии двух грамот царя Васи лия III можно сделать вывод, что Кола существовала уже в 1517 году как лопарское посе ление. Место удобное, у сли яния двух рек, богатое лесами, зверем, рыбой. Ло пари, говорящие на кильдинском диалекте, зани мались оленеводством, рыболовством и охотой. Они признавали власть московского государя, платили дань сборщикам, прихо дившим из Кандалакши, но в то же время платили и датским королям, под чьим владычеством находилась соседствующая Норвегия, и швед ским, в чьем владении находилась Финляндия. Лопари оставались язычниками, поклонялись Солнцу и сейдам —«летучим камням». На территории Колы имелся лаби ринт, позднее исчезнувший при строительстве оборонительных ук реплений. Первым русским человеком, осевшим в Коле в первой четверти XVI века, был соловецкий монах Фе- одорит. Он, образованный человек, построил здесь жилье, прожил среди лопарей много лет, изучил их язык. Здесь встретился с «пустынно жителем» Трифоном, оба пропове довали Христову веру. Под влияни ем их бесед в 1532-1533 году лопари обратились к новгород скому владыке Макарию. Рус ские летописи об этом событии сообщали следующее: «Тое же зимы приехаша в Великий Новгород лопляне с Мурманского моря, с Колы- реки, с Тутоломи (Туломы - В. С.), и били челом государе ву преосвященному Макарию и просили антиминсов и свя щенников церкви Божия свя- щати и самех просветити сво им крещением. И боголюби вой архиепископ Макарий по слал от соборные церкви свя тей Софеи священника и диа кона, и они ехавшее церкви Божия свящали Благовеще нье святей Богородицы да чюдотворца Николу в Филиппов пост, и самех многих крестиша...». Летописи гласили, что Макарий послал на Мурман священника и диакона новгородского Л о (П (ни , *пш ІІ*:. -Zyѵѵ/ UrnJnmt Великий князь Василий III (правил с 1505 по 1533 гг.) Лопарь. Лопарская баба. Рисунки из книги И. Г. Георги «Описание всех обитающих в Российском государстве народов: Их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей», СПб, 1799, ч. I 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz