Сорокажердьев, В. В. Кольский острог - город Кола : страницы истории / Владимир Сорокажердьев. - Изд. 3-е, доп. - Мурманск : Опимах, 2016. - 169, [2] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс., генеал. табл.

ч*----- КОЛЬСКИЙ ОСТРОГ - ГОРОД КОЛА — с госта, то должен послать терскую дань назад, к Варзу- ге-реке, а сам ехать в Лово- зеро, в Колу...». В грамотах-инструкциях Василия III несколько раз на­ зываются Кольский залив и лопарский погост «Моно­ масс», то есть Муномаш, на­ селенный кильдинскими ло­ парями. По всей видимости, Муномашский погост тогда располагался на территории нынешней Колы, как посто­ янное поселение. На основа­ нии двух грамот царя Васи­ лия III можно сделать вывод, что Кола существовала уже в 1517 году как лопарское посе­ ление. Место удобное, у сли­ яния двух рек, богатое лесами, зверем, рыбой. Ло­ пари, говорящие на кильдинском диалекте, зани­ мались оленеводством, рыболовством и охотой. Они признавали власть московского государя, платили дань сборщикам, прихо­ дившим из Кандалакши, но в то же время платили и датским королям, под чьим владычеством находилась соседствующая Норвегия, и швед­ ским, в чьем владении находилась Финляндия. Лопари оставались язычниками, поклонялись Солнцу и сейдам —«летучим камням». На территории Колы имелся лаби ­ ринт, позднее исчезнувший при строительстве оборонительных ук­ реплений. Первым русским человеком, осевшим в Коле в первой четверти XVI века, был соловецкий монах Фе- одорит. Он, образованный человек, построил здесь жилье, прожил среди лопарей много лет, изучил их язык. Здесь встретился с «пустынно­ жителем» Трифоном, оба пропове­ довали Христову веру. Под влияни­ ем их бесед в 1532-1533 году лопари обратились к новгород­ скому владыке Макарию. Рус­ ские летописи об этом событии сообщали следующее: «Тое же зимы приехаша в Великий Новгород лопляне с Мурманского моря, с Колы- реки, с Тутоломи (Туломы - В. С.), и били челом государе­ ву преосвященному Макарию и просили антиминсов и свя­ щенников церкви Божия свя- щати и самех просветити сво­ им крещением. И боголюби­ вой архиепископ Макарий по­ слал от соборные церкви свя­ тей Софеи священника и диа­ кона, и они ехавшее церкви Божия свящали Благовеще­ нье святей Богородицы да чюдотворца Николу в Филиппов пост, и самех многих крестиша...». Летописи гласили, что Макарий послал на Мурман священника и диакона новгородского Л о (П (ни , *пш ІІ*:. -Zyѵѵ/ UrnJnmt Великий князь Василий III (правил с 1505 по 1533 гг.) Лопарь. Лопарская баба. Рисунки из книги И. Г. Георги «Описание всех обитающих в Российском государстве народов: Их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей», СПб, 1799, ч. I 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz